Здравствуйте! Я начинающий логопед, только в этом году закончила ВУЗ. Мне предложили работу в саду. Но в связи с тем, что сад был на ремонте, там нет страшей и подготовтельной группы. Один логопед уже есть, которая в этом учебном году будет заниматься со средней группой, а мне дают младшую группу. Заведующая сказала: "Будете на группе с психологом занаматься адоптацией детей". В общем я с трудом понимаю чем можно занимать с детьми 3- х лет, учитывая, что это не речевая группа, а логопункт. Тем более что значит "адоптация детей" и причем тут логопед? Также была бы признательна, если бы мне посоветовали литературу для работы с детьми данной возрастной категории. Спасибо.
Обязательно еще раз уточните свои должностные обязанности с заведующей сада и с психологом. Выясните, что именно от Вас хотят. Исходя из этого будете строить свою работу. Я так поняла, что Вы работает в обычном саду. Если это так, то, согласно положению об организации работы учителя- логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, на логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп с диагнозом дислалия и ФФНР. Как видите, с детьми младшей группы логопед не занимается. Скорее всего заведующая, не желая Вас потерять как специалиста, дает Вам возможность работать. Поэтому, чем заниматься решаете Вы сами и заведующая. В принципе, с трехлетками нужно заниматься обогащением словарного запаса. Предметный словарь- названия деревьев, цветов, птиц, зверей и т. п. Прилагательные - основные цвета (совпадает с работой психолога - далее для краткости "СРП"), Форма предметов (СРП), размер предметов (СРП), различные качества предметов (холодный, горячий, теплый, чистый и т. п. ). Глагольный словарь - сходные действия, имеющие разные названия (шьет, вяжет, вышивает; бежит, летит, ползет, плывет), продолжающееся и закончившееся действия (варит - сварила). Наречия - близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. п. , предлоги. Обязательно одновременно вести работу по развитию пространственных представлений (СРП). Теперь, что нужно делать в отношении грамматики. Начинать нужно с имен сущ- х в следующей последовательности: сопоставление форм В. п. и И. п. , Д. п. и Т. п. , Р. п. , П. п. , сопоставление форм П. п. , В. п. , Р. п. Также проводится работа по подготовке детей к рассказыванию. Необходимо учить слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей, описывать какой- либо предмет, опираясь на вопросы взрослого. В качестве литературы могу посоветовать посмотреть книги Нищевой Н. В. По- моему, у нее что- то есть по работе логопеда в младшей группе. Можно найти книгу Ушаковой О. С. , Арушановой А. Г. , Максакова А. И. "Занятия по развитию речи в детском саду" (она, правда, для воспитателей, но материал богатейший, включает в себя работу по расширению словаря, развитию связной речи, звукопроизношения, грамматики).