ЭХ, ПРОЛЕЧУ!
Мы нуждаемся, вероятно, в разумном, научно-клиническом регулировании применения безрецептурных средств. Причем не столько на уровне применения тех или иных препаратов, сколько на стадии их появления на рынке. Другими словами, мы не должны советовать потребителю есть одну колбасу, а избегать другую, но добиваться полезности каждого сорта. На худой конец - безвредности. Минздрав же, клиницисты и специалисты пока лишь "предупреждают" (к табаку это не относится - здесь разговор совершенно иной), вместо того, чтобы поставить могучий и непреодолимый заслон всякому средству или методу, способному нанести ущерб организму.
Вроде, бесспорная мысль, аксиома, но именно это правило никак не закрепится в нашем обиходе. Такое противоестественное, на первый взгляд, положение между тем предопределено другим, куда более естественным обстоятельством - экономикой, или попросту рынком, выгодой.
Прежде всего, это касается рекламы медицинских препаратов. Она, как правило, старается вызвать чувство страха. Если реклама обещает спасти от угрозы заболевания раком, то ее призыв, скорее всего, будет услышан, и не только теми, кто уже хватается за соломинку, но и теми, кто боится заболеть.
- Обманные обещания часто встречаются и в рекламе косметики, тренажеров, средств для коррекции фигуры, - говорит Александр Аузан, президент Конфедерации обществ потребителей. - Нет такой женщины, которая бы не мечтала хорошо выглядеть, поэтому любое обещание разгладить морщины или сбросить лишние килограммы всегда поможет продать товар. Игра на страхе, жадности и комплексах неполноценности наиболее опасна для потребителя, но эффективна для рекламодателя.
Реклама медицинских препаратов и пищевых добавок занимает одно из ведущих мест на телевидении и в СМИ. По существующим правилам, если у препарата заявлены лечебные свойства, они должны быть проверены, доказаны и зарегистрированы Фармакологическим комитетом при МЗ РФ. Но, увы, это правило выполняется не всегда.
Примером может служить история с известным препаратом "Берокка" одной из крупнейших фармакологических фирм мира "Хоффманн Лярош". Производитель утверждал, что лекарство обладает антистрессовым эффектом и снимает похмельный синдром. Безусловно, этот препарат неопасен и не является некачественным. Но фирма начала массированную рекламу средства на ОРТ, не доказав его заявленных свойств. По существу, компания пошла на широкомасштабный эксперимент, противоречащий требованиям закона.
С американской фирмой "Нутрицевтик", которая вела массированную рекламу препарата "Лабре Джаст" по ТВ-6, судебное разбирательство пришлось-таки начать, продолжает Александр Аузан. Он убежден, что фирме будет трудно доказать, что всем людям, у которых в семье случались онкологические заболевания, необходимо по крайней мере два раза в год принимать курсы этого препарата, который на самом деле является укрепляющей пищевой добавкой.
А компания "Органон" попыталась пропагандировать, и весьма неуклюже, метод оральной контрацепции, развесив по Москве огромные щиты явно эротического содержания. В результате эта акция была прекращена и стала предметом разбирательства в Государственном комитете по антимонопольной политике.
(По материалу Ю.Блиева, "Медицинская газета")