Главный государственный санитарный врач подписал постановление "О санитарно- эпидемиологической экспертизе биологически активных добавок". Этот документ касается огромного количества добавок. Одновременно вокруг БАД не стихают самые острые дискуссии и даже скандалы. Действительно ли эти вещества нужны сегодня каждому человеку? Можно ли верить рекламе пищевых добавок? Обеспечивают ли контролирующие органы их безопасность и эффективность?
Руководитель отдела гигиены питания департамента санэпиднадзора Минздрава РФ Анатолий ПЕТУХОВ отвечает на вопросы обозревателя Татьяны БАТЕНЕВОЙ.
- Зачем потребовалось новое постановление об экспертизе биологически активных добавок?
- Это постановление не внесет принципиальных новшеств в порядок экспертизы. Оно просто унифицирует ее, приводит к единым нормам и требованиям для всех пищевых продуктов. Прежде разрешительным документом на производство и продажу БАД было регистрационное удостоверение. Теперь это будет санитарно- эпидемиологическое заключение - единое для всех видов пищевой продукции.
- И этот документ на каждую добавку теперь должен иметь каждый производитель?
- Не только каждый производитель, но и каждый дистрибьютор и продавец. Какое- то время будут действительны и прежние регистрационные удостоверения - до истечения их срока, на который они выданы.
- И каждый потребитель сможет попросить продавца ознакомить его с новым документом?
- Совершенно верно.
- По каким параметрам будет проходить экспертиза БАД?
- По тем же, что и раньше. Это прежде всего показатели пищевой ценности - количественный состав белков, жиров, углеводов, витаминов, микро- и макронутриентов. Проверяется подлинность основного действующего вещества или компонентов, которые входят в состав. Для женьшеня это, к примеру, анаксазид, для черники - антоцианы и т. д. Затем показатели безопасности: наличие токсичных элементов, микробиологических загрязнений, пестицидов, микотоксинов - несколько десятков параметров. И в завершение клинические испытания. БАД, которые представляют собой источники витаминов и нутриентов, восполняют их дефицит, их не требуют. А вот многокомпонентные проходят клинические испытания в зависимости от заявленных производителем свойств.
- Они отличаются от клинических испытаний лекарств?
- Безусловно. Это пищевые продукты, их испытания регулируются законом о качестве и безопасности пищевых продуктов. При испытаниях лекарств другие процедура и протоколы. И мы настаиваем на этой разнице, чтобы не вводить в заблуждение потребителей.
- И тем не менее клинические испытания предполагают довольно четкие условия, например наличие основной и контрольной групп больных, их отбор вслепую. ..
- Эти правила сохраняются и при клинических испытаниях БАД.
- Все добавки в нашей стране экспертирует Институт питания РАМН. Подобная монополия может быть почвой для подкупа экспертов, поводом для упреков в их ангажированности. Не планирует ли Минздрав расширить базу экспертизы?
- Когда мы выбирали эту базу, то исходили из уровня профессионализма. Подобная экспертиза - это сложнейшая научно- исследовательская работа. В состав добавок нередко входят редкие растения, к примеру растительное сырье из Юго- Восточной Азии. Наши ученые проводят серьезный поиск таких растений, изучают их, ведь порой их свойства вообще неизвестны науке. Никакой другой испытательный центр, поверьте, не сможет выполнить эту работу. Если же найдется другой, работающий на том же уровне, мы будем только рады. Ведь по другим видам пищевой продукции у нас нет такой монополии. Минеральная вода, детское питание, пестициды - тоже сложные экспертизы, но их выполняют многие центры.
- В рекламе производители и продавцы позиционируют многие БАД как лечебные. Но это явная ложь. Регламентирует ли департамент санэпиднадзора информационный аспект продаж?
- В процессе экспертизы проверяется и этикетка. Более того, в разрешительном документе полностью приведено ее содержание. И если рекламные материалы отличаются по содержанию, мы вправе приостановить действие документов, то есть по сути реализацию БАД. Но зачастую недобросовестная реклама создается не производителем, а дистрибьютором. Наиболее агрессивную позицию здесь занимают сети многоуровневого маркетинга - такую рекламу бросают в почтовые ящики, указывая в ней только телефон, а заказ доставляют на дом. И когда человек убеждается, что лечебного эффекта нет, и требует вернуть деньги, с ним просто не разговаривают. Привлечь к ответственности такого продавца очень сложно, его еще надо найти.
- Нередко звеном в такой сети служат и врачи, рекомендуя вместо лекарств добавки и даже конкретное место, где их можно купить. Агрессивной рекламой БАД полны газеты, журналы, каналы ТВ. Есть ли у вас возможности бороться с этим?
- Они невелики: пишем в эти издания, обращаемся к главным редакторам. Наконец, можем обратиться в Министерство по антимонопольной политике, которое контролирует рекламную деятельность. В последнее время активно работаем с Ассоциацией производителей БАД, чтобы они сами наводили порядок в своих рядах. Тут не всегда удается найти взаимопонимание: производители часто утверждают, что они законопослушны, а нарушения допускают продавцы. Но мы считаем, что производитель должен поддерживать честь своей марки, отказываясь от контрактов с такими дистрибьюторами. Это общемировая практика.
- Возможно, способствовала нарушениям и неполнота нормативной базы?
- В последнее время принят целый ряд нормативных документов. Это гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, где есть ряд ограничений на использование при производстве добавок некоторых опасных растений. Это впервые разработанные санитарные правила и нормы (СанПиН) для изготовителей и продавцов БАД, тоже довольно жесткие. Наконец, разработан документ по оценке их подлинности и эффективности - два больших тома. Да и сам рынок постепенно цивилизуется. Одна из нерешенных проблем - недостаточная информированность населения. Каждый человек должен знать, что БАД - не лекарства и врач не может их выписать вместо лекарства.
- Тогда зачем добавки нужны в принципе?
- Задача биологически активных добавок - восполнить нехватку каких- то веществ в пище. А в сегодняшних условиях частых стрессов, неблагоприятной экологии, нарушенной структуры питания - при нехватке белка, витаминов и микронутриентов, избытке калорий - это очень важно. Наша принципиальная позиция заключается в том, что акцент нужно делать не на индивидуальном потреблении БАД, которые довольно дороги. Нужно шире применять добавки для обогащения пищевых продуктов массового спроса. Это прежде всего хлебобулочные изделия, молочные продукты. Мы выступаем за законодательное закрепление обязательного обогащения продуктов массового потребления, как это делается везде за рубежом.
- В последнее время Минздрав предпринял ряд шагов в этом направлении.
- Да, принято постановление по профилактике железодефицитных заболеваний, которыми страдают многие дети и женщины, в том числе и беременные, что неблагоприятно для здоровья будущего ребенка. До этого было принято постановление по профилактике йододефицитных заболеваний, создан целый ряд БАД для обогащения питания йодом в организованных коллективах - в школах, других детских учреждениях, для работников вредных производств. ..
- Последний вопрос: вы- то лично используете пищевые добавки?
- Постоянно: зимой - содержащие витамины и микронутриенты, а сейчас добавки с селеном.