Для лечения НЯК прописали препарат буденозид(будесонид)(в различных источниках называют по разному), основными показаниями к применению данного препарата является астма, каким образом этот препарат подходит для лечения НЯК, и в каком виде его надо принимать?
ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЯК И БОЛЕЗНИ КРОНА
Лахин А. В. , Клейн К. В.
Областная клиническая больница
Липецк, Россия
Базовой терапией в лечении неспецефических воспалительных заболеваний толстой кишки является применение препаратов 5- аминосалициловой кислоты и глюкокортикоидов, наиболее часто из которых применяется преднизолон.
Применение кортикостероидов позволяет достаточно эффективно подавить воспаление кишечной стенки, причем не только при системном применении, но и при местном воздействии на патологический очаг. В то же время большое число побочных эффектов массивной гормональной терапии осложняет лечение заболевания, особенно при переходе от консервативной стадиии к оперативному лечению. Вот почему применение новых синтетических гормональных препаратов с минимально выраженным побочным действием является актуальным.
В рамках проведения клинических испытаний 9 пациентам с болезнью Крона в активной фазе процесса применялся БУДЕЗОНИД ( Буденофальк, производства Dr. Falk Pharma GmbH). Активность процесса определялась по индексу Беста (CDAI). В испытании принимали участие пациенты с индексом активности большим или равным 150, но не превышающим 350. Будезонид, негалогенизированный глюкокортикостероид (16а, 17- бутилиденокси- 11в, 21- дигидрокси- 1, 4- прегнадиен- 3, 20- дион), структурно относящийся к кортикоидам с наибольшей рецепторной аффинностью. Пациенты получали препарат per os в дозе 3 мг, 9 мг, 18 мг. Клинический эффект определялся по стиханию симптомов болезни, улучшению лабараторных показателей и эндоскопическому контролю. Закончили лечение 8 пациентов, 1 в связи с нарастанием клиники и утяжелением воспалительного процесса был переведен на традиционную системную кортикостероидную терапию, которая также не дала стойкого эффекта, и больной был оперирован с благоприятным исходом. Наиболее выраженный клинический эффект отмечался у пациентов, получавших лечение в дозе 9 и 18 мг буденозида в день.
Осложений и побочных эффектов от применения препарата не отмечено. Побочных эффектов, характерных для системной кортикостероидной терапии, у пациентов, получавших высокие дозы препарата, не отмечалось, препарат хорошо переносился больными.
Десять пациентов с НЯК средней степени тяжести получили лечение препаратом ЦЕЛЕСТОН (бетаметазон) фирмы Шеринг- Плау/ США. Для сравнения было проанализировано лечение 10 пациентов с НЯК средней степени тяжести с применением преднизолона в стандартных дозировках с примерно совпадающей структурой по полу и возрасту.
В обеих группах удалось купировать обострение и достичь ремиссии. Пациенты первой группы получали Целестон в дозе от 4– 7 мг/ сутки, разделенной на 3 приема.
Длительность лечения составила от 4 до 10 недель в зависимости от клиники поражения.
Пациентам второй группы применялась циркадная терапия преднизолоном в дозе 40– 80 мг/ сутки, длительность лечения — 4– 12 недель в зависимости от клиники.
В обоих группах гормональная терапия снижалась постепенно. У пациентов второй группы имелись проявления Кушинг- синдрома, отмечалось повышения уровня АД в ходе лечения на 10– 15 мм. рт. ст, у всех пациентов получавших преднизолон при динамической ФГС усиливались явления гастродуоденита, что требовало применения слабых антацидов в комплексе лечения. У пациентов, принимавших целестон, явлений Кушинг- синдрома не было, АД достоверно не колебалось, при динамической ФГС не отмечалось ухудшение эндоскопической картины. При приеме Целестона пациенты, ранее получавшие лечение преднизолоном, отмечали больший комфорт, отсутствие чувства разбитости и недомогания, характерного для приема больших доз преднизолона.
Применение новых синтетических гормонов позволяет расширить возможности консервативного лечения неспецифических воспалительных заболеваний толстой кишки и облегчить переход к хирургической фазе лечения в показанных случаях.