Здравствуйте! Моей дочке 2г 1мес, начала произносить слова в 8 мес (папа, мама, баба, деда). В год говорила, помимо этих слов, дай, на, надо, не надо, ляля, тетя, многих животных изображала, К 1г 8 мес говорила слов 20, а сейчас, не знаю, из упрямства что-ли, в обиходе слова мама, папа, баба, дядя, дедушку зовет я-я, слог «ня» у нее замещает практически все слова, в зависимости от интонации. В общем, говорит сейчас меньше, чем в год. Она на ГВ, питается и развивается хорошо, невропатолог смотрела, все нормально, много читаем, разговариваем с ней постоянно, она не обделена вниманием, потому что я постоянно с ней, и домашние, когда приходят с работы бывают только с ней. Очень сообразительна, все объясняет при помощи жестов, мимики, звуков, но только не словами. А когда ее просишь сказать что-то, смеется и говорит «ня» или «тя». Подскажите, пожалуйста, что нам делать, т.к. я начала говорить очень рано, а вот супруг не знаю, потому что свекровь не помнит, когда он начал разговаривать. Заранее спасибо за ответ.
Чтобы помочь дочке, прежде всего не испугайтесь и не поленитесь показать ее очно невропатологу, ЛОРу и логопеду. С учетом того, что скажут эти три специалиста (при очной консультации!) можно будет что-то конкретно рекомендовать.
Пока же причины задержки формирования речи не ясны, следуйте общим рекомендациям. Хоть они и выглядят очень простыми, они достаточно эффективны.
Основное внимание уделяйте тому, чтобы научить дочку выполнять ваши просьбы, повторять ваши действия в процессе различной деятельности. Иными словами, развивайте в ней способность подражать, играйте в "повторюшки".
После этого можете переходить к формированию у неё отраженной (повторенной за кем-либо) речи. Осуществляется это в процессе совместной деятельности или игры. Если на просьбы "повтори", "скажи" у дочки выработалась негативная реакция, то придется их избегать и заменять другими.
Отберите 5- 10 слов, названий окружающих предметов (например, одежды, игрушек, посуды, еды, того, что ребенок любит больше всего). Слова должны быть простыми по звуковому составу. На первых порах не нужно использовать слова, в которых есть звуки, которые дочка не выговаривает. Во время проведения режимных моментов или игры вы должны многократно проговаривать эти слова, разворачивая перед ребенком диалог- образец, в процессе которого вы исполняете роли спрашивающего и отвечающего. Названия предметов произносите в замедленном темпе, четко, т. е. утрированно. Сначала многократно повторяйте название одного предмета, затем другого, по мере смены действий. Например, моете руки. Взрослый - Что мы будем сейчас делать? - Мыть руки. - Что мы сейчас включим? - Воду. - Что это льется? - Вода. - Что мы сейчас возьмем? - Мыло. - Чем намылили руки? - Мылом. и т. д. И так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Такое повторение может продолжаться много дней. Постепенно косвенно поощряйте дочку к вступлению в диалог. Для этого после вопросов вы должны делать все более и более длинные паузы (до 5- 10 сек. ). При этом фиксируйте внимание ребенка не только на звучании слова, но и на движении губ (в этом вам подмогой будут ваши "повторюшки"). Хвалите ребенка даже в том случае, если он не повторил, а только внимательно следил глазами за движениями ваших губ. Такое проговаривание должно проводиться ежедневно столько раз, сколько производятся оречевляемые действия. Этот этап - самый сложный. Через какое- то время дочка начнет повторять за вами отдельные слоги. Поощряйте эти попытки, но при этом учите вслушиваться в образец и подражать ему.
Обязательно делайте гимнастику для язычка. Это поможет улучшить качество речи.
После того, как увидите, что ребенок успешно повторяет за вами предлагаемые слова, отберите для работы следующую серию из 5- 10 слов. Работа ведется аналогично.
Таким образом , постепенно наращивается активный предметный словарь. Однако эти слова необходимо закрепить в самостоятельной речи ребенка, создавая ситуации, стимулирующие речевое общение ребенка с окружающими его взрослыми.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите положительную динамику в течение 2- 3 месяцев.
Занимаясь с дочкой, помните о том, что помимо активного словаря, не менее серьезно нужно заниматься и развитием пассивного словаря. Дочка заговорит только тогда, когде ей будет что вам сказать. Ситуация, когда маленький ребенок знает и понимает гораздо больше слов, чем говорит - вполне здоровая. Не пугайтесь этого.