Здравствуйте,
Моему сыну 2г. 1 мес., но он практически не говорит. Около года у него было несколько слов, говорил "мама", "папа", "баба", "дай", "отдай" (если у него то-то забрали). Когда спрашивали, что говорит котик, говорил "мау-мау-мау", собака - "ав-ав-ав". Потом все стояло практически на месте, зачастую создавалось ощущение, что он стесняется говорить, даже если что-то и получается. Но около четырех-пяти месяцев назад он придумал какое-то слово "тату", которым отвечает на вопросы типа "что-это?", "кто-это?", "где ты был?" и другие, которые требуют ответы, отличные от "да" или "нет" ответы. А так постоянно что-то болбочет на своем языке.
Картинки смотрим, на все вопросы относительно их содержания он все показывает. Быстро запоминает движения для потешек.
С осени пойдем в садик.
Логопед сказала, что у него короткая уздечка языка.
Буду очень благодарна за ответ.
Я хочу узнать ваше мнение относительно того, что нам стоит делать. Педиатр и невролог говорят, что у него просто свой темп развития речи, и уздечку пока трогать не стоит. А также что пока переживать не стоит, потому что он осенью пойдет в садик и тогда речь должна "пойти". Логопед (и почему-то кардиолог) говорят о необходимости ее подрезания, иначе согласно их прогнозам у нас так и будет ЗРР. Я не могу сказать, что мы мало занимаемся - мы читаем сказки, рассматриваем картинки, разучиваем потешки, играем с пластилином (правда он предпочитает рвать его на маленькие кусочки, а не катать), иногда с тестом, с крупами, фасолью, рисуем пальчиками - с 1г. 3 мес. (теперь из-за этого не хотим переходить на кисточку). Но внятно говорить мы так и не начали, а на большинство вопросов говорим какое-то непонятное "тату".
Подскажите, пожалуйста, каким образом мы еще можем "стимульнуть" речь и возможно ли самостоятельное растягивание уздечки (очень не хочется делать операцию под наркозом).
Что касается развития речи ребенка, то до 2,5 лет все в руках родителей. Если правильно построите свое общение с сыном, то сможете преодолеть возникшую задержку в развитии речи. Не зная ребенка, могу дать только общие рекомендации.
Работу по развитию речи начните с формирования отраженной (повторенной за кем-либо) речи. Лучше всего это получится при совместной деятельности или игре (если у вашего ребенка на просьбы «повтори», «скажи» выработалась негативная реакция, то придется этих слов избегать). Отберите 5-7 простых слов. Лучше, если это будут названия хорошо знакомых ребенку предметов. В самом начале занятий лучше не использовать слова, в которых есть звуки, произношение которых недоступно ребенку. Во время проведения режимных моментов или игры многократно проговаривайте выбранные слова. Следите, чтобы ваша речь была замедленной и четкой. При этом вы должны исполнять роли и спрашивающего, и отвечающего. По мере смены действий многократно повторяйте название то одного предмета, то другого.
Пример:
Вы с ребенком моете руки.
- Что мы будем сейчас делать?
- Мыть руки.
- Что мы сейчас включим?
- Воду.
- Что это льется?
- Вода.
- Что мы сейчас возьмем?
- Мыло.
- Что мы взяли?
- Мыло.
- Чем намылили руки?
- Мылом.
Подобным образом вы проговариваете каждое слово по 10-15 (лучше еще больше) раз в день. При этом следите, чтобы слова произносились в процессе действий с называемым предметом. Повторять слова просто так бесполезно! Подобное повторение может длиться несколько дней. Постепенно увеличивайте интервалы между вопросом и ответом (до 5-10 секунд), побуждая ребенка самостоятельно ответить на ваш вопрос. Обращайте внимание малыша не только на звучание слова, но и на то, как двигаются ваши губы. Если ребенок не повторил слово, но внимательно следил глазами за движениями ваших губ, обязательно похвалите его. Этот этап самый сложный, т.к. повторять выбранные слова нужно практически постоянно. Через какое-то время ваши труды увенчаются успехом, и ребенок начнет повторять за вами отдельные слоги. Не критикуйте произношение ребенка, поощряйте его попытки говорить, но при этом продолжайте учить вслушиваться в образец и повторять его.
Когда ребенок начнет справляться с отрабатываемыми словами, отберите следующую серию из 5-7 слов. Работу ведите аналогично.
С помощью этого несложного, но кропотливого приема вы постепенно увеличите активный словарь ребенка. Чтобы лучше закрепить появившиеся слова в самостоятельной речи ребенка, создавайте ситуации, когда ему придется общаться с окружающими, используя знакомые слова. При этом будьте внимательны к собственной речи, вы должны использовать не детский вариант слова, а его полноценную форму.
Занимаясь с ребенком, помните, что не менее активно нужно развивать и пассивный словарь (слова, которые ребенок знает и понимает, но пока не произносит). Ситуация, когда ребенок знает и понимает гораздо больше, чем может сказать – нормальное явление этого возрастного периода.
Если ваша помощь была эффективна, вы заметите результат через 2-3 месяца. В противном случае, вашему ребенку будут необходимы занятия с логопедом.