Дочери 2 года. говорит только первые слоги и не все буквы. сыну 4. он говорит все, но не выговаривает 9- 11 звуков (часть шипящих, л, р). может ли быть так, что дочь повторяет за братом, поэтому не говорит четко? и еще. имеет ли смыслом в этом возрасте обращаться к логопеду?
К году у ребёнка должно быть от нескольких слов до нескольких десятков слов. В 2- 3 года малыши уже повторяют за взрослыми ПРЕДЛОЖЕНИЯ из 3- 4 слов, пытаются петь, повторяют за взрослыми стихи, самостоятельно составляют предложения простые и сложные(ближе к 2, 5- 3)из 3- 4 слов, изображают поведение взрослых, задают вопросы, активно вступают в контакт с детьми и взрослыми.
Фактор подражания брату вполне может иметь место. Но не стоит предоставлять делу идти самотёком, я имею в виду, спонтанное и самостоятельное развитие речи вашей дочери.
Развивайте её слуховое восприятие:
- нахождение источника звука, находящееся за спиной;
- пойте с ней песенки ня- ня- ня (ля- ля- ля/ ма- ма- ма- мамама. .. ), если это доступно, то вы ей - ня- ня- ня, она вам - ля- ля- ля;
Играйте интонацией, слогами, в голоса животных (ав- ав, гав- гав, мяу, мумууу, иго- го. .. );
- она должна знать несколько стихотворений (часто читаемых ВАми) и вставлять в них, например, последнее знакомое слово, хотя бы пытаться верно назвать первые слоги/ слог этого слова;
- она выбирает правильно названную Вами картинку из 3- 4 возможных
( покажи птичку; покажи рыбку; а где тут у нас цветочек; я загадаю загадку, а ты узнай и покажи на картинке, что это и описываете этот предмет как только можете, пока она не укажет на верную картинку; )Позже расширяйте количество объектов, это научит быть её внимательной.
Можно подобрать игрушки или картинки с изображением миШки, миСки, коЗы, коСы, роЗы, роСы, Бочки, Почки. .. и просить показать пальчиком на коЗу. .. (если, она будет путать слова кошка- мошка, миска- мишка и др. , то у неё снижено фонематическое восприятие- это различение на слух звуков близких по акустическим характеристикам, близких по месту и способу образования звуков. Конечно, в первое время необходимо научить её различать на слух звуки колокольчиков (высоко и низко звучащих), звук шуршащей бумаги, звук от стакана и кастрюли при стучании по ним, звук воды, который возникает при переливании из стакана в сакан и т. д.
Развивать мелкую моторику: лепка из пластилина, рисование, конструирование- пирамидки, домики, построить мостик из кубиков ПО ОБРАЗЦУ и самостоятельно, складывать картинки из кубиков или разрезные картинки (из 2- х, 3- х частей) и проч.
Вобщем, предстоит заниматься с девочкой, играть и уделять ей своё внимание, нацеленное на развитие, на речевое в частности. Можно проконсультироваться с логопедом очно.
По поводу сына.
С ним ОБЯЗАТЕЛЬНО обратиться к логопеду.
Мне не понятно, как вы насчитали 9- 11 звуков среди ЧАСТИ шипящих + Л, Р?
Шипящие- Ш, Ж(только твёрдые) и Ч, Щ(только мягкие).
Соноры - Л, Р и их мягкие варианты (ещё М, Н и их мягкие варианты также являются сонорами).
Значит, вы не совсем верно описали ситуацию по поводу звукопроизношения вашего сына.
Он шипящие и Л, Р совсем не говорит, или он их искажает, или он их заменяет на другие звуки?
Ходит ли он в ДОУ? Если ДА, то нет ли там логопеда? Как его речь оценивают окружающие (другие родственники, воспитательница. .. )?
ОБСЛЕДОВАТЬСЯ У ЛОРа!
Потом на консультацию к логопеду, который проверит слуховое и фонематическое восприятие у мальчика.
Подъязычная уздечка у него нормальная? (посмотрите сами, вы можете адекватно оценить её нормальную/ короткую/ длинную? )
Если ничего не предпринять, то к школе возникнут серьёзные проблемы, которые исправить в короткий срок не получится.
Начинайте, сейчас, время пока есть.
С уважением, Анна Сергеевна.
Хочу пояснить, что все то, о чем так подробно написала Ксения, дочь делает. Словарный запас в настоящее время у нее достаточный (как я считаю). Проблема в том, что она не хочет говорить слова полностью. Сын в этом возрасте говорил, хоть и невнятно, но слова из нескольких слогов. полные слова у дочери - это мама, папа, баба, кака, дядя. (то есть, те, в которых слоги повторяются). Брата она называет Ё (Леша), слово "хочу" - "ву". предложения из двух слов она составляет (напр. , Ё пи - Леша спит. ) На картинках она показывает то, что попросишь, знает, кто мяукает, кто лает и пр. и произносит эти звуки. В общем, в отношении дочери я поняла - обратиться к специалисту стоит.
А на счет сына - к логопеду обращалась. В сад он не ходит, т. к. я дома. С сентября должен пойти в логопедическую группу. У него сильное слюноотделение, и когда он говорит, особенно если торопиться, то во рту скапливается слюна. К кому можно обратиться? Как сказал логопед, нижняя уздечка (это и есть подъязыковая или нет? ) у него разработалась, а верхняя нет. Стоматолог сказал, что нужно подождать подрезать.
Фонематическое восприятие снижено.
Шипящие (Ш) он заменяет на С (напр. , дракон МУШУ - МУСУ). Ж - произносит, но не всегда. Р проскакивает, не чистая, а какая- то. .. не знаю, горловая, что ли. Вообще, у сына прогресс налицо даже без особых занятий (я сама с ним занимаюсь по методике, которую дал логопед).
Еще раз спасибо всем за такие подробные ответы, не ожидала такого отклика.
Я хотела заострить внимание, что детишки в таком возрасте уже говорят предложения, словосочетания и говорят их практически правильно (несовершенство произношения звуков норма у двухлеток), контур слова, по крайней мере сохраннен должен быть.
Допустимо: Ёш(ф/ с/ .. )а пит (Еша пит),
но "Ё ИТ" - достаточно ограниченное оформления предложения.
"Как сказал логопед, нижняя уздечка (это и есть подъязыковая или нет? ) у него разработалась, а верхняя нет. Стоматолог сказал, что нужно подождать подрезать"
Уважаемые логопеды, я не понимаю о какой ВЕРХНЕЙ уздечке идёт речь! ?
Я предполагаю, что нижняя и есть ПОДЪЯЗЫЧНАЯ, но верхняя? Хм.
Резать ничего не надо, пока вы ещё не пробовали делать специальные упражнения на растяжение уздечки. Только, если после длительной практики улучшений не будет наблюдаться, тогда - подрезать назначают логопеды.
Скажите, а кто уздечки подрезает? Разве стоматологи? (вопросы специалистам)
Таня, а сниженное слуховое восприятие установил логопед? Или Вы? Логопед написал это в заключении?
Замена Ш на С при произношении, не показатель.
ШИПЯЩИЕ, Р, Л и их мягкие варианты - произносятся при поднятом языке к твёрдому нёбу, а СВИСТЯЩИЕ по произншению намного проще, язык находится у нижних зубов. В этом может быть причина, просто он заменяет на звуки более лёгкие по артикуляции, так как подъязычная уздечка может быть или коротковата или неразработанная (слабая).
Снижение фонематического восприятия проверьте так:
Я называю слова, когда услышишь правильное, хлопни в ладоши.
ГРУФА, ГЛУСА, ГЙУША, ГРУША, ГЛЮСА (1раз должен хлопнуть).
СУСКА, СУФКА, СУШКА, ШУШКА, ШУФКА, СУШКА, ФУФКА
(2 раза хлопает).
Есть много подобных упражнений.
Горловое или гортанное Р не очень хороший показатель (показатель умения произносить данный звук), исправить такое искажение бывает очень сложно и только после длительной каждодневной работы логопеда и родителей.
Есть мнение, что лучше Р вообще не произносить, тогда логопед его сможет просто поставить, а дальше будет работа над автоматизацией и введением в речь.
Если ребёнок произносит горловое или гортанное Р, ему не будет понятно, зачем его исправляют (пока к школьному возрасту не подойдёте), следовательно внутренний протест и нежелание заниматься.
Всё познаётся в сравнении.
Некоторые родители, считают, что ТАК ТОЖЕ ПРОЖИВЁТ! Мои наблюдения показывают, что в юношеском и зрелом возрасте у многих возникают комплексы по поводу произношения такого Р.
Эта конференция - показатель (довольно часто появляются просьбы в исправлении звука Р)!
Слюнотечение - действительно указывает на дизартрический компонент.
Логопедическая группа помогает многим детям, чудесно, если у вас есть такая возможность. На комиссию вы пойдёте (МПП комиссия) или вас так принимают в лого. группу?
Учтите, если вы будете выполнять все задания, полученные логопедом лого. группы, вы достигнете больших успехов БЕСПЛАТНО. Многие логопеды этих садов сожалеют, что родители не занимаются дома, поэтому эффективность низкая. А таким детишкам (с которыми не занимаются И дома)трудно СВОИМИ СИЛАМИ поступить в школу.
Интересно, какое заключение дал обследовавший вашего сына логопед.
И по какой методике вы занимаетесь с сыном?
Ксения! верхняя уздечка (как я поняла) - это та, кот. под верхней губой. И то, что она коротка, видно даже мне. Все остальное, что я написала, может быть, несколько сумбурно, но это то, что я слышала от различных логопедов. Последний доктор подошла очень ответственно, и провела с Алешей много различных упражнений. В конечном итоге она нарисовала что- то вроде цветка, на каждом лепестке - шкала. Вот тогда она и сказала, что фонематическое восприятие снижено. В принципе, все они говорили одно и то же. Но меня в тот момент интересовал вопрос - лучше с частным логопедом или в группе? После посещения последнего доктора я перестала сомневаться и отнесла зявление в д/ сад. Комиссию МПП мы проходили еще в феврале, но мест в логопед. группу до сентября не было. Честно говоря, я и сейчас еще не знаю, создадут ли группу, в которой должен быть мой сын, т. к. эти группы, как Вы правильно сказали, бесплатные и они находятся на финансировании города (мы живем в Петрозаводске). В любом случае, после лета я или отдам его в сад, либо пойду к частному логопеду.
Хотелось бы узнать, сколько стоит 1 занятие у логопеда в Москве или в Питере? для сравнения. ..
Да, вчера ходила с ним к лору. Меня несколько настораживает тот факт, что сын не всегда слышит меня (или делает вид, что не слышит. .. ). Сегодня были у сурдолога (моя инициатива) и логопеда. все 3 врача сказали, что он все слышит, но он невнимателен + гиперактивен.
Меня волнует, сказывается ли на развитиии речи то, что они (мои дети) оба кесарята (по поводу симфизита)? Спасибо за внимание.
для развития речи ребёнка в 4 года при отсутствии тяжёлых речевых нарушений ОЧЕНЬ подходит работа логопед в спец. группе, то есть логопедической.
Система обучения и воспитания во многих (какие я видела) лого. садах и группах очень интересная (для общего развития ребёнка), продуманная и во многом помогающая. Это действительно реальная бесплатная помощь. До 6 лет (остаётся год до школы) можно не заниматься с частными логопедами (речь не идёт о ТНР), но если Вам настоятельно рекомендуют частные занятия и Вы можете их оплатить, то дерзайте. Достижимого эффекта добиваются при занятиях логопеда с ребёнком
3 раза в неделю + каждодневной работой родителей!
В лого. садах обязательными являются и индивидуальные занятия (достаточно часто) и фронтальные занятия. Но дом. задания выполнять также требуется.
При этом общение с другими детьми, развивается навык межличностного общения, воспитывается характер ребёнка и скаладываются собственные представления о жизни, обогащается опыт. Дет. сады помогают детям влиться в бурную и насыщенную жизнь.
Как Вы поняли, я ЗА САД! В лого. группах много плюсов.
Вашей ситуации в подробностях я не знаю, но если напаравление ПМП комиссия дала, то попытайтесь использовать этот шанс.
Верхнюю уздечку я нашла у себя. Всем спасибо!
Стоимость занятия в Москве не знаю. Специалисты с большим опытом берут точно не меньше 300р за 40мин. (может быть я ошибаюсь).
Да, есть данные, что кесарево отрицательно сказывается на развитие речи. Большое значение имеет вынашивание ребёночка и многие другие факторы.
Удачи!
Ольга Михайловна, Анна Сергеевна, спасибо за доверие.
С уважением, Ксения.