banner1
 
В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

детский невролог | 03.ru - медицинские консультации онлайн

 

детский невролог

16:45 11-12-2010 / марина / Глазов, обратиться

Моему ребенку 1 г. 10 мес. Обратились к неврологу по поводу ЗРР. Выяснилось наличие ВЧД (заключение окулиста - умеренное полнокровие вен), делали ЭхоЭг - косвенные признаки гидроцефального синдрома (межполушарная щель - 2.8). В результате поставлен диагноз - ПЦИ в форме ЗРР. Хотелось бы знать, что такое ПЦИ. ВЧД - это на всю жизнь? Не поздно ли мы взялись за лечение, я так понимаю, что все компенсироваться должно до года? Мальчик крайне активный (не хочу говорить, что гиперактивный, потому что все-таки управляемый), смотрела логопед, сказала, что ЗРР в легкой форме (развитие примерно на 1, 6), во сне запрокидывает голову назад, но со временем как будто бы меньше и реже, других отклонений нет. Выписали энцефабол, магнеВ6, кортексин, винпоцетин. Очень переживаю по поводу винпоцетина (но в 1 мес. мы уже пили кавинтон, правда с переменным упехом - половина срыгивалась). На всех форумах врачи пишут, что если в аннотации лекарства запрет на использование детям, то необходимо от него отказаться, но тогда на какие лекарственные средства его заменить? И совместимы ли будут вновь назначенные лекарства с уже принимаемыми?

Ответы

Внимание! Имена специалистов пишутся красным шрифтом со ссылкой на их профиль. Остерегайтесь мошенников, не высылайте никому деньги!

# 20:14 12-12-2010 Милосердов Александр, обратиться
марина,
В отношении перечисленных препаратов советую следовать инструкции, в которой чётко указаны возрастные и прочике противопоказания к приёму препарата.
Прежде чем что-то давать ребёнку, надо разобраться в причине. проконсультируйтесь с врачом очно. Заочно назначения не делаются.
О существовании внутричерепного давления сейчас знают, наверное, все мамы и папы маленьких детей. Разговоры об этом в приемной врача-невропатолога далеко не редкость, ведь после проведенного осмотра и обследований малыша многим родителям врачи сообщают, что у их ребенка повышенное ВЧД. Но что доктора на самом деле имеют в виду под этим понятием? Ведь такого диагноза: "повышенное внутричерепное давление" просто не существует. Повышение давления в полостях мозга (желудочках) - это всего лишь следствие, а также один из диагностических признаков развития других заболеваний, например перинатальной энцефалопатии (ПЭП) или гидроцефалии.


Что такое ВЧД ?
Внутричерепное давление можно сравнить с артериальным. Оно есть у каждого человека и может подниматься на короткое время по вполне естественным причинам. Например, в процессе дефекации или в результате психо-эмоционального стресса. Это происходит даже тогда, когда малыш сосет молоко из маминой груди (а от него этот процесс требует большого напряжения). Разумеется, такое кратковременное повышение не требует никакого специального лечения. Вообще ВЧД - это давление жидкости, находящейся в желудочках головного мозга и в канале спинного мозга, а также пространстве между головным, спинным мозгом и костями черепа, позвоночника. Эта жидкость называется спинномозговой. Объем ее зависит от возраста человека и колеблется очень незначительно. Кроме того, примерно 15% спинномозговой жидкости обновляется ежечасно. Патологическое повышение ВЧД возникает по различным причинам. Например, в грудном возрасте оно может быть связано с пороками развития головного мозга, опухолями, прежде временным сращением костей черепа (когда роднички "закрываются" раньше срока), после перенесенных воспалительных заболеваний головного мозга и его оболочек (менингит) или травмы. Таким образом, повышение внутричерепного давления -
симптом, но никак не самостоятельное заболевание.


Когда и как измеряют ВЧД?
Симптомы стойкого повышения ВЧД могут быть совершенно разными для грудничков и детей более старшего возраста. Но все они достаточно характерны.
У младенцев это, как правило, чрезмерно быстрый рост головы, нежелание пить, выкатывание глазных яблок, отведение их вниз (так называемый симптом "заходящего солнца"), периодически возникающая рвота и частое срыгивание, выпячивание (выбухание) большого родничка, расхождение черепных швов, переполнение вен свода черепа, косоглазие.
Для старших детей характерна рвота, упорные головные боли, быстрая утомляемость и частые смены настроения, задержка умственного развития, изменение двигательных навыков, склонность к судорогам, косоглазие и т.д. Но одних только симптомов для определения повышенного ВЧД недостаточно. Необходимы дополнительные диагностические исследования, подтверждающие это и помогающие определить причину повышения давления. Такая диагностика у грудных детей проводится с помощью УЗИ черепа (нейросонографии) через незакрытый большой родничок, а у старших детей с помощью компьютерной томографии и осмотра глазного дна. Кстати, у взрослых детей признаком повышенного ВЧД , который может увидеть окулист, является отек дисков зрительных нервов. Поэтому никогда не отказывайтесь от консультации окулиста - его слово в постановке диагноза может стать решающим. Непосредственно измерить давление спинномозговой жидкости возможно только при хирургической операции, когда выполняется люмбальная или внутрижелудочковая пункция. Родителям стоит знать, что до сих пор еще популярный в нашей стране метод "измерения" ВЧД с помощью ЭХО-энцефалографии не является достоверным.


Когда повышается ВЧД?
Часто после обследований малышам в поликлинике ставят диагноз - "гипертензионно-гидроцефалъный синдром". Что же это такое? Это объединенное название для комплекса симптомов, сопровождаюшихся повышением внутричерепного давления с расширением желудочков головного мозга. Он может сопровождать самые различные болезни. Как правило, родители таких младенцев приходят к врачу с жалобами на плохой сон, необъяснимые нарушения аппетита, срыгивание, дрожание ручек, ножек и подбородка у ребенка. При осмотре у них (особенно недоношенных малышей или не избежавших других проблем, связанных с беременностью мамы или родами) можно увидеть признаки непостоянного повышения внутричерепного давления. Плюс увеличение желудочной системы головного мозга без каких-либо врожденных или воспалительных его изменений, Это может быть одним из признаков перинатальной знцефалопатии (ПЭП). Она развивается у ребенка под воздействием неблагоприятных факторов до рождения и в течение 28 дней после него. Поздние токсикозы, инфекции, неблагоприятная экологическая обстановка могут вызвать кислородное голодание у плода. Развитие малыша в условиях хронического недостатка кислорода (это состояние врачи называют внутриутробной гипоксией) тормозится, и некоторые структуры мозга к моменту рождения оказываются еще не окончательно зрелыми. Для того чтобы поставить диагноз ПЭП и правильно лечить заболевание, необходимы дополнительные обследования. Для грудничков - это ультразвук головного мозга через родничок, замеры скорости увеличения окружности головы, динамическое (повторное) обследование у невропатолога. а возможно, и консультация нейрохирурга. Если же у малыша обнаруживается стойкое и возрастающее увеличение объема спинномозговой жидкости, которое сопровождается увеличением желудочков головного мозга, эго называется гидроцефалией и требует быстрого и серьезного лечения, В этом случае используется мочегонный препарат - диакарб, иногда в достаточно большой дозе с комплексом других препаратов. При невозможности вылечить гидроцефалию консервативным путем (а это зависит oт причины ее вызывающей) врачи могут прибегнуть к оперативному хирургическому вмешательству. Большинство родителей ребят более старшего возраста, которым поставлен диагноз "гипертензионно-гидроцефальный синдром", приходят на прием к врачу с жалобами на то, что их малыш долго не может усидеть на одном месте (врачи называют это гиперактивностью), эмоционально лабилен, легко отвлекается, импульсивен, быстро утомляется, страдает головными болями, которые иногда сопровождаются рвотой, плохо спит и так далее, При обследовании невропатолог обычно назначает осмотр глазного дна, ЭЭГ. А если обнаружена патология дисков зрительных нервов, необходима магнитно-резонансная или компьютерная томография. Но чаще всего (и вероятнее всего) эти симптомы говорят о таком, тоже распространенном, состоянии, как малая мозговая дисфункция, и различных вариантах его проявления.
Как лечат заболевания с повышенным ВЧД?
При лечении перинатальной энцефалопатии, не сопровождающейся стойким увеличением объема спинномозговой жидкости, мочегонные препараты обычно не используются, Детям проводят лечение, улучшающее кровообращение и питание мозга. В лечении последствий перинатальной энцефалопатии применяют кроме лекарственных средств и другие методы - массаж, лечебная физкультура, плавание. Если в младенчестве был поставлен диагноз ПЭП, то в более старшем возрасте у таких детей часто развивается малая мозговая дисфункция (ММД). При ее лечении также используются препараты, улучшающие питание головного мозга (так называемые ноотропы). А при необходимости назначают успокоительные и сосудистые препараты, витамины.
Лечение подбирается индивидуально, поскольку признаки могут быть неодинаковыми у разных детей . Часто применяется массаж, лечебная физкультура, иглорефлексотерапия, интенсивная музыкотерапия. Иногда к лечению подключают и физиотерапию: лазер, электрофорез, сухую иммерсию. Хороший терапевтический эффект достигается при совместной работе невропатолога и психолога (или нейропсихолога), Кроме того, такому малышу совершенно необходимы постоянная любовь и забота близких, ласка, доброта и внимание. Без этих важнейших условий лечение вряд ли достигнет хорошего результата. Так что все зависит от вас.
Есть ли побочные эффекты у лечения?
Как правило, в комплексной терапии заболеваний, сопровождающихся повышением ВЧД, применяют сосудистые и мочегонные препараты. К сожалению, любые современные лекарства обладают побочными аффектами. Однако очевидно, что препараты назначаются лишь в том случае, когда риск получения побочного эффекта ниже (или его проявление легче), чем тяжесть или последствия нелеченого заболевания.
# 20:59 19-12-2010 Елена, обратиться
Марина вот подбор лучших статей по этому вопросу. У меня гиперактивный ребёнок в следствии ПЭП, которая в свою очередь появилась из - за стремительных плановых родов КС и последующих роддомовских кишечных инфекций, т.е ещё и на фоне оставшегося дизбактериоза. Причём обратили на это внимание когда ребёнку было 5 лет (как только появился инет, тогда и поняли некоторые вопросы, и врачи такие же поподались, не выявили раньше видимо от недостатка ума, да и мне тогда было 19 лет...) Поэтому сейчас и ходим в лого группу, и много что ещё в арсенале от последствий этих неблагоприятных факторов остались на память.
Мой вам совет, ещё есть время, принимайте ноотропы и прибиотики, а также массаж и плавание - для выработки правильного дыхания, в о избежание логопедических проблем, да и так для укрепления. Подробней читайте далее. Может найдёте что то полезное для себя. С разных источников, по сути одно и тоже, но с взаимодополнением.

Что может быть более надежной защитой для зародившейся жизни, чем блаженное тепло материнской утробы? Увы, все чаще этот природный заслон от превратностей внешнего мира "пробивают" неблагополучная экология, стрессы и болезни будущей мамы - от перенесенной "на ногах" простуды или не отразившейся на самочувствии анемии до спровоцированных беременностью гипертонии и сахарного диабета.

Ведь даже такой, казалось бы, раз и навсегда естественным образом запрограммированный процесс, как роды, редко протекает "как по писаному" в учебнике акушерства. В равной степени рискуют получить травму и "торопыжка", стремительно преодолевающий преграды родовых путей, и "тугодум", не успевший миновать их к положенному сроку, и "кесаренок", для которого испытанием на прочность служит резкий перепад давления и температуры при извлечении его на свет божий на операционном столе.
В биографию каждого ребенка вписан 91-й день перинатального периода, когда организм включает программу перехода на режим автономного существования, а потому чрезвычайно уязвим. "Командует парадом" адаптации центральная нервная система, которая сама еще только формируется и созревает, в первую очередь именно на себя вызывая "огонь" неблагоприятных воздействий. На первом месте среди них - кислородное голодание (гипоксия), затем в порядке убывания значимости - травматические и токсические факторы, инфекции и нарушения обмена веществ. Под их влиянием из-за сужения питающих мозг ребенка сосудов нарушаются мозговое кровообращение и циркуляция спинномозговой жидкости.
Так возникает ПЭП перинатальная энцефалопатия - повреждение мозга, исход которого обычно становится ясен к началу второго года жизни.
Благополучно вышел ваш малыш из перинатальных недель или на память о них взял в младенчество энцефалопатию? На этот вопрос должен ответить детский невропатолог - желательно, чтобы встреча с ним состоялась уже в первый месяц после рождения. Но если врач обнаружит признаки перинатального повреждения мозга, прежде всего не пугайтесь и не воспринимайте диагноз как окончательный приговор. Головной мозг грудного ребенка стремительно растет и развивается, уже к девяти месяцам удваивая первоначальную массу. В это время он обладает поистине сказочными возможностями для того, чтобы при надлежащем лечении, как феникс из пепла, практически целым и невредимым восстать из огня повреждающих воздействий.

Но запомните: у вас в запасе всего лишь один год, когда может и должно произойти чудо исцеления.

Поведение родителей
К счастью, большинство детей с диагнозом "перинатальная энцефалопатия" к концу этого срока выздоравливают. Правда, исцеление происходит не само по себе, а при условии, что ребенок действительно принимает назначенные лекарства. Проблема в том, что довольно часто признаки перинатальной энцефалопатии в первые месяцы заметны только опытному глазу специалиста, но не мамам, считающим своих чад совершенно здоровыми и не нуждающимися ни в каких микстурах и таблетках. Многие родители убеждены, что такой крохе вообще нельзя давать всю эту "химию". По собственному почину, не посоветовавшись с врачом, малышу, конечно же, нельзя давать ни одной таблетки, но если невропатолог считает такое лечение необходимым, призываем вас раз и навсегда отбросить все сомнения! Вы должны знать, что, настаивая на активном лечении этих малышей в первые 12 месяцев жизни, врачи стремятся уберечь их от формирования органического поражения центральной нервной системы - детского церебрального паралича, которым страдает основная масса инвалидов детства по неврологическому заболеванию, младенческой эпилепсии, гидроцефалии с умственной отсталостью и микроцефалии.
Только в том случае, когда неблагоприятные факторы воздействовали на нервную систему изо дня в день на протяжении всех 13 перинатальных недель, в остром периоде энцефалопатии, совпадающем с первым месяцем жизни, новорожденный может ответить на них судорожным синдромом. Если же наиболее травматичное звено в этой цепи - роды, не исключено, что малыш родится в состоянии шока: это так называемый коматозный синдром. В борьбу за жизнь и будущее здоровье таких детей медики, вооруженные арсеналом реанимационных средств, включаются мгновенно.

Но чаще всего в первые недели после рождения врачам приходится наблюдать менее тяжелые проявления перинатального повреждения мозга. Вялые, сонливые, плохо сосущие "тихони" со сниженным тонусом мышц и замедленной реакцией на раздражители доставляют мамам гораздо меньше беспокойства по сравнению с просыпающимися от любого шороха "крикунами", у которых при плаче дрожат ручки и подбородок. Однако на исходе первого месяца бывшие "тихони" тоже превращаются в "крикунов", поскольку к этому времени синдром угнетения центральной нервной системы сменяется повышением нервно-рефлекторной возбудимости. Причем нередко свою лепту в копилку причин, заставляющих младенцев быть беспокойными, вносит повышенное внутричерепное давление. Эти дети часто срыгивают, сквозь кожу крупной головы у них обычно просвечивает сеть подкожных вен, увеличены и не спешат закрываться роднички, расходятся швы между костями черепа.

После перинатального повреждения незрелый мозг ребенка недостаточно успешно справляется с регуляцией теплообмена, тонуса сосудов и работы внутренних органов. Если ладони и подошвы малыша холодные, потные, кожа с характерным "мраморным" рисунком, а он сам быстро мерзнет, налицо признаки синдрома вегетативно-висцеральных дисфункций. Обычно такие явления исчезают к шести месяцам у доношенных и к году у недоношенных детей и тем скорее, чем раньше родители начинают разнообразить их жизнь воздушными ваннами, закаливанием, массажем и плаванием в бассейне. Уже с первых дней перед пеленанием дайте новорожденному несколько минут полежать без одежды, постепенно увеличивая длительность воздушных ванн до четверти часа, а при желании и дольше. Также можно держать малыша голеньким у груди во время кормления. А температуру воды для купания начиная с "цифры комфорта" + 36,5 градусов Цельсия с целью закаливания нужно понижать раз в 2-3 дня на десятую долю градуса.

Минимальная церебральная дисфункция
Психоневролог, кандидат медицинских наук Кирдяшкина М.А.
Минимальная церебральная дисфункция - наиболее распространенная проблема нервно-психических нарушений у детей. МЦД (либо ММД - минимальные мозговые дисфункции) обусловлены остаточными проявлениями раннего поражения головного мозга (внутриутробного или в первые недели-месяцы жизни после рождения). Они выражаются в возрастной незрелости отдельных высших психических функций мозга (внимание, память, речь, письмо, счёт и т п.) и их дисгармоничном развитии. Это часто препятствует адекватной социальной адаптации детей и подростков, а также сопровождаются проблемами обучения и во многом ухудшают качество жизни.
Частота МЦД по данным отечественных и зарубежных авторов колеблется от 10 до 30% Значительно больше проблем отмечается у мальчиков.
Основные представления
По мере изучения синдромов МЦД появилась возможность для их разграничения на отдельные формы (расстройства развития речи, расстройства развития школьных навыков, расстройство развития двигательных функций, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нарушения поведения). Особенностью МЦД является то, что её симптомы часто не воспринимаются родителями как патологические и не служат поводом для обращения к невропатологу. Часто родители очень долго не могут объективно оценить состояние своего ребенка, характеризуя особенности его поведения как - лень, непоседливость, нервозность, живой, шумный, неуклюжий.

Уже на первом году жизни у таких детей отмечается синдром гипервозбудимости - беспокойны, часто плачут, двигательно гиперактивны, отмечается дрожание подбородка, рук, ног, плохо спят, избыточно реагируют на звуки вокруг, У них чаще проблемы с желудочно-кишечным трактом.

В возрасте от одного до трёх лет таких детей отличает повышенная эмоциональная и двигательная возбудимость, нарушения сна и аппетита, некоторое отставание в психо-речевом развитии, двигательная неловкость, невнимательность, трудность сосредоточения на чём-то, быстрая потеря интереса к предмету, упрямство, негативизм, повышенная утомляемость. Часто наблюдается задержка в формировании навыков опрятности, недержание мочи, кала.

В начале школьного обучения на первый план выступают проблемы обучения и нарушения характера - вспыльчивость, трудности контакта в коллективе и с учителем, заниженная самооценка, не справляются с трудностями, отвлекаются на малейший шум, движение вокруг себя, забывают записать задание на дом, плохо пишут, грязь в тетради, "глупые ошибки" - пропуски букв в диктанте и т.п. Иногда только в этом возрасте родители начинают понимать что проблема есть, чаще с подачи учителя, т.к. такие дети требуют чаще всего индивидуального подхода в школе, меньшего количества детей в классе, посещения коррекционного класса.
При непонимании родителями трудностей стоящих перед ребенком - начинается неправильное педагогическое воздействие, что закономерно приводит к усилению проблемы и к появлению различных невротических реакций - тики (навязчивые движения), заикание, недержание мчи и кала, головным болям, нарушениям сна и т.д.

*В подростковом возрасте у таких детей нарастают нарушения поведения: агрессивность, теряется интерес к учёбе, ухудшается контакт с родителями и одноклассниками. Им свойственны незрелое и безответственное поведение, отрицание авторитетов, нарушение семейных и общественных правил, трудности в выборе профессии, появляется тяга к алкоголю и наркотикам, к общению с теми - кто от них ничего не требует, не напрягает. В более позднем возрасте это составляет основу "характера" - людям не интересно работать, не складываются взаимоотношения в семье, на работе, совершаются преступления "от импульсивности", "не подумал" и т.п., либо уход в алкоголизм.

Режим наблюдения, лечение
Чтобы предотвратить эти последствия - нужно как можно раньше обследоваться у специалистов. На первом году - наблюдение психоневролога, лечение перинатальных поражений нервной системы, далее - наблюдение (по рекомендации специалистов) у психоневролога (невропатолога), психолога. Психоневролог (не путать с психиатром) после осмотра и беседы с родителями определит какое именно обследование (например ЭЭГ (электроэнцефалография), эхоэнцефалография, нейросонография (УЗИ мозга через большой родничок), осмотр окулиста, логопеда-дефектолога, психолога и т.д. необходимо именно вашему ребенку, назначит процедуры и после получения результатов обследования определит нужное воздействие - медикаментозное, помощь психолога, логопеда-дефектолога, рекомендации по организации режима дня и режима питания, необходимость нормализации семейного и школьного микроклимата. Иногда бывает достаточно взглянуть на ситуацию глазами другого человека, специалиста, изменить некоторые ситуации, взаимоотношение с ребенком - и проблема решается достаточно легко. Чаще же необходимо подключение медикаментозной терапии - направленной навыравнивание неравномерности созревания психических функций мозга, коррекцию поведения ребенка - и на этом фоне занятия с психологами, педагогами дают оптимальный результат. В целом - кропотливый труд, анализ индивидуально каждой ситуации, продуманный подбор тактики лечения, желание врача, психолога и родителей максимально улучшить ситуацию даёт положительный результат. Очень много зависит от позиции родителей, которые должны понимать - что с их стороны нужно много усилий, что нет таблеток моментально устраняющих эту проблему, что чем позже они спохватились, тем труднее всё нормализовать.
Минимальная Церебральная Дисфункция
Биологическая Обратная Связь у детей и подростков с СДВГ
# 14:00 27-07-2011 Даша, обратиться
Здравствуйте. У меня такая проблемма:ребенку 6 месяцев и вот уже 2-ой месяц большие проблеммы со сном. засыпает мой кроха в основном с капризами, спит максимум минут 30-40 да ито все это время дергается и промыпается.пол часа поспит,а потом через пол часа опять глазки трет и капризничает.спим раза 3 днем по пол часа, а к ночи как спать ложится-опять истерика.ночью тоже спит плохо, дергается все, просыпается постоянно.не высыпается-результат постоянные капризы(((помогите пожалуйста. с чем это может быть связано и поддается ли это лечению.Раньше проблеммы были со сном, но не такие очевидные
# 13:56 29-07-2012 нааталья…, обратиться
ребенку год и семь не сидит не ходит

Ответить

Имя

Населенный пункт


[Заменить картинку!]

<== Какое слово на картинке?:
Получать ответы на e-mail:


Подписаться без сообщения


Портал зарубежной недвижимости JJC.Ru