Добрый день.
Моему сыну 4 года, родился путем экстренного кесарева, 2/6/8 по Апгар.
Физически развивался не быстро, но укладывался в норму. Сел в 9,5 месяцев, пополз на четвереньках в 10,5, пошел в 1.3, указательный жест появился после 1.5. Разделенное внимание есть. Зрительный контакт, на мой взгляд, всегда был нормальный.
В ладушки сын не особо любил играть, я не настаивала. В "куку" играл всегда с удовольствием, любил прятаться за занавеской. Много в прятки мы никогда не играли.
С 1.5 полюбил книги, стал постоянно просить читать. Выбор книг всегда был достаточно ограничен, предпочитает перечитывать по много раз книги, которые ему нравятся. До того, как заговорил, заучил любимые книги наизусть и начинал возмущаться и протестовать, если пропустить какое-то слово или сделать ошибку.
Мы живем в Германии, я разговариваю с сыном на русском, папа на английском, в детском саду немецкий.
Заговорил после 2.4. До этого говорил много звукоподражаний и слов 10, которые им не использовались для общения, ребенок просто называл знакомые предметы (камень, муха, арбуз, лимон, машина, папа и т.д.). На имя всегда нормально отзывался, просьбы выполнял. После 2.4 речь стала быстро развиваться. В 2.5 говорил фразами по 2 слова, в 2.6 короткими предложениями по 3-4 слова. В 2.7 стал рассказывать короткие стихи. Постепенно стал рассказывать наизусть длинные произведения (Муха-Цокотуха, Краденое солнце, Телефон, Доктор Айболит и т.д.), рассказывал как стихи так и прозу. Мог рассказать наизусть книгу сборник стихов 100 страниц наизусть. Рассказывал только, если есть зрители, и всегда требовал похвалу. Примерно в 3 года любил посадить вокруг мягкие игрушки, взять книжку, делать вид, что читает для них, и рассказывать наизусть, написанное в этой книге. Часто мог цитировать что-то из книг, но скорее сознательно, потому что всегда мог ответить, из какой книги этот фрагмент, кто это сказал, кому сказал и т.д.. После 3.7 постепенно чтение наизусть сошло на нет. Сейчас редко что-то рассказывает.
Может описать, что видит ка картинке. Если не знает, как что-то называется, спрашивает. Я не уверена, что он понимает 100% услышанного, когда я ему читаю. Иногда я задаю вопрос по только что прочитанному, а он не может ответить, тогда перечитываю нужные строчки еще раз. Иногда приходится перечитать 2-3 раза, чтобы ребенок смог ответить на вопрос.
Сейчас говорит предложениями, простыми и сложными, использует больше существительные и глаголы, прилагательных не так много. Прилагательные в основном не абстрактные - большой, маленький, хороший, плохой, добрый, злой, высокий, низкий, длинный, короткий, сухой, мокрый, горячий, холодный и т.д.. Ближе к 4м понял причинно-следственную связь "почему - потому что" и стал правильно отвечать. Задает вопросы "кто/что это", "что делает", "как называется", "куда". Вопрос "почему" и "зачем" не задает.
В речи постоянная замена местоимения "я" и "ты". Про себя говорит "ты" или в 3м лице - "ты хочешь/ тебе нравится". Про меня говорит "я". "Я пришла" означает "мама пришла". К папе обращается правильно во 2м лице. В повелительном наклонении тоже говорит правильно, просьбы всегда озвучивает словами.
С 2х лет отвечает на вопрос "как тебя зовут". Узнает себя на фотографии, в зеркале.
Сюжетная игра есть. Сюжеты в основном проигрывает из жизни. Например, мы ездили куда-то на автобусе, после этого ребенок играет дома в автовокзал. Использует части конструктора как автобусы, озвучивает номер каждого автобуса и маршрут. Автобусы останавливаются, кто-то выходит, кто-то заходит и т.д..
Ролевая игра есть, но я не уверена, что она достаточно развита для 4х лет. В 2 года сын любил кормить мишку с ложечки. Сейчас иногда играем в магазин, где сын всегда покупатель, и в доктора, где сын всегда доктор. Сын любит притворяться котиком, делать вид, что пьет молоко или умывается. Часто изображает то, что видел. Например, в зоопарке видели, как лама спала. Дома сын ложится в похожую позу и говорит, что он лама и будет спать как лама.
Если сын играет в игру, где у него несколько персонажей ( например, несколько фигурок животных), то между ними никогда нет диалога. То есть он просто ставит их друг перед другом и говорит "они разговаривают". В остальном просто описывает, что они делают - они встретились и идут гулять, пришли в парк развлечений, а тут очередь на кассе, ждут в очереди, будут покупать билет, купили билет, сейчас будут кататься на американских горках и т.д..
Больше всего любит играть в машинки. Катает их, часто ставит их в несколько рядов, говорит, что это парковка /пробка /красный свет на светофоре и т.д..
Мы много играем в настольные игры. Игры сын выбирает сам, правила и очередность хода соблюдает. Не любит игры на внимание, где нужно быстро найти какую-нибудь картинку. Радуется, когда выигрывает, иногда расстраивается, когда проигрывает. В некоторых играх у него есть что-то вроде ритуалов. Например, в лото он всегда в первый раз берет одно и то же поле. В игре-ходилке первый раз всегда берет одну и ту же фишку. Когда строит башню из конструктора, основа башни всегда из одних и тех же блоков, перемены не допускаются. Любит возить всё в игрушечном грузовике, например, фишки после игры в лото. После того, как повозит их, дает мне их по одной в руки.
Некоторые игрушки всегда должны быть в определенном порядке, например, грузовик с буквами лего. Если кирпичики с буквами поставлены не в том порядке, то сын расстраивается, говорит, что всё неправильно, и переставляет правильно.
С 2х лет знает части тела, цвета, формы. С 3х лет знает цифры. Уверенно считает до 20. Сейчас визуально уверенно знает цифры до 29, до 100 знает не очень уверенно. Понимает и может складывать и вычитать на счетном материале в пределах 15. Знает животных, транспорт и т.д.
Может выполнять задания по образцу, хотя не очень любит.
Не любит пазлы и не хочет их собирать.
Воображение присутствует. Может взять, например, кусок яблока, сказать "это папа-сова прилетел" и играть им.
Последнее время очень интересуется растениями, спрашивает, как называются те или иные растения, и показывает везде, где увидит те, что он знает. Я не специалист в биологии, поэтому не знаю названий всех кустов и цветов, которые он хочет знать. Когда мы идем куда-то, он показывает растения вокруг "это рябина, это клен, это слива, это тысячелистник, это топинамбур, а это я не знаю, что это". Под "я не знаю, что это" имеется в виду, что я ему так ответила, а он запомнил и использует в значении "мама не знает, что это".
Также последнее время его интересует все, что можно увидеть на тротуаре - "а это грязь какая-то, а это сухой листик, а это бумажка" и т.д., при этом неважно по какой дороге идти.
С 3х лет знает английские буквы и называет их везде, где видит, выучил на конструкторе лего дупло с буквами. С 3.8 знает русские буквы (выучил по плакату на стене), может сказать, на какую букву начинается слово. Складывать слоги я пока не учила.
Не любит рисовать и практически не рисует. Если берет карандаш, то рисует каляку-маляку или просит помогать ему писать цифры или буквы. Уверенно проводит линии, может нарисовать круг, если попросить. Людей сам не рисует никогда, но ему нравится, если я их ему рисую. Раскрашивать карандашами не особо любит. Если раскрашивает, то одним цветом. Карандаш держит в основном неправильно. Любит водные раскраски.
Умеет пользоваться ножницами, но по собственной инициативе этого не делает, только по просьбе.
Умеет бегать, прыгать на двух ногах, немножко на одной, подниматься и спускаться по лестнице. Умеет кидать и ловить мячик, любит играть в футбол. Любит кататься на беговеле, может держать равновесие некоторое время. Не боится воды, любит купаться, плавает на круге.
С 1.6 любит танцевать. Сам включает себе музыку на музыкальных игрушках и танцует. При этом музыка должна быть только тогда, когда он хочет. Если я буду напевать какую-то песню, когда он не хочет слушать, то он будет кричать "нельзя петь,мама! не пой!". То же самое касается танцев, танцевать можно, только когда у него есть настроение танцевать. Сын любит песни с движениями, например, "арам-зам-зам", "если нравится тебе, то делай так" и т.д.. Движения старается выполнять, но пока не всегда хорошо получается.
Боится неожиданных громких звуков, например, сушилки для рук в общественном туалете, может заплакать. Боится некоторых бытовых звуков, которые редко слышит, например, звук блендера. В 2 года мог испугаться и заплакать, сейчас просто уходит в другую комнату и не возвращается, пока я не закончу. Боится сирены скорой помощи или пожарной машины, если она проезжает мимо. В таких случаях берет меня за руку и старается отойти как можно дальше от края дороги. Если это происходит дома, то уходит в комнату, где окна выходят на другую сторону. Уши никогда не зажимал.
В бытовых вопросах любит помогать в магазине складывать что-то в пакет, класть в тележку, выкладывать на ленту. Любит помогать развешивать одежду сушиться. Раньше любил помогать пылесосить, сейчас перестал проявлять инициативу в этом вопросе. Свои игрушки складывает по просьбе.
Сам кушает ложкой и вилкой, пьет из кружки. Умеет пить из бутылки, но соглашается только, когда нет другого выхода. Пьет только воду. Категорически отказывается пробовать что-то другое, я не настаиваю, потому что меня это устраивает. Ест хорошо. На завтрак всегда ест молочную кашу или мюсли с молоком. Каша может быть разная, любую ест одинаково хорошо. На обед дома ест суп. Суп тоже может быть разный, я обычно готовлю 5 супов по очереди. Последнее время сын стал возмущаться каждый раз, говорить, что не хочет суп "ты не будешь суп, тебе не надо суп, тебе надо что-то другое", но ест все равно хорошо, уговаривать не приходится. На полдник ест йогурт, сырники, оладушки и т.д.. Йогурт может быть любой. Сырники и оладушки ребенок требует резать на кусочки, кусать от целого не хочет. Максимум согласен обкусать по краям, дальше требует делить на кусочки. На ужин обычно ест что-то мясное или рыбу с гарниром. Котлеты или сосиски ест только, если их порезать на более мелкие кусочки. Овощи ест плохо, фактически только в виде супа, сырые не ест вообще. Фрукты любые ест хорошо. Очень любит печенье, его ломать никогда не просит, откусывает нормально. Может поделиться со мной или папой печеньем, отломить кусочек и дать.
Одеваться сам не хочет, только под настроение. Хорошо умеет обуваться, надевать штаны. Футболки, свитера надевает с небольшой помощью, я помогаю ему просунуть голову, дальше он сам. Носки тоже помогаю надевать на пальцы, он сам натягивает на пятку и выше. Молнию застегивает сам, если не надо ее сначала вдевать. Кнопки застегивает. Пуговицы застегивать не умеет, у нас нет одежды с пуговицами. Шапку надевает сам.
Ходить в туалет или на горшок отказывается категорически. Делаю попытки приучить к горшку с 2х лет. Горшок всегда в свободном доступе, все игрушки ходят писать на горшок, сын спокойно садился на него, но дальше этого дело не идет. Сын понимает, что надо делать. Контролирует себя, никогда не писает в штаны, но терпит до тех пор, пока не наденут памперс. Может сидеть на горшке или унитазе только, если не хочет в туалет. Если хочет, то отказывается садиться. На словах сын все понимает, но на вопрос "когда ты будешь писать в туалет?" отвечает "скоро, но не сейчас, сейчас еще рано".
С рождения сын очень тактильный и ласковый. Никогда не лежал тихонько в своей кроватке, всегда просился на руки. Ему всегда надо было видеть меня, он хотел, чтобы я на него смотрела и с ним разговаривала. Если я не смотрю на него, когда он хочет внимания, то пытается повернуть мое лицо и заставить смотреть только на него. Сын любит, когда его называют уменьшительно-ласкательно, расстраивается, если его критикуют. Категорически не хочет быть "врединой", "злюкой" и т.д..Любит, когда его хвалят. Требует похвалы, если сделал что-то хорошее. Всегда жалеет меня, папу и свои игрушки, чужих людей жалеть не будет.
Осознает такие свои чувства как "расстроился", "испугался", "обрадовался", "рассердился". Говорит, что ему нравится и что не нравится.
Спит всегда исключительно в своей кроватке. Если мы куда-то едем, то уложить спать очень сложно. Сын требует ехать домой и спать в своей кроватке и на своей подушке. В отпуске уходит дня 3 на адаптацию к новому месту для сна. Сон с рождения был плохой. До 2х лет очень часто просыпался ночью, минимум раза 3-4, часто просыпался с истерикой. После 2х лет стал спать лучше, но все равно иногда просыпается. Ему снятся сны, и когда он просыпается, то не сразу понимает, что это был сон. Если у сразу понимаю, о чем он говорит, то могу успокоить его до того, как он заплачет. Например, сегодня он проснулся ночью и стал хныкать, что у машины лопнули колеса. Я сказала ему, что мы сейчас позовем механика и починим колеса, и он спокойно уснул. Если я не разобрала, что он бормочет в полусне, то дальше он начинает плакать, и проходит минут 10, прежде чем он поймет, что это был сон, и успокоится.
Сын нормально общается только с близкими, по сути только мама, папа, бабушка, тетя, двоюродный брат (11 лет). С остальными общение либо минимальное, либо его нет вообще. Зрительный контакт с незнакомыми есть, но не долгий. Сын категорически против прикосновений незнакомых людей. Если взрослый не пытается до него дотрагиваться и пытается как-то его развеселить, то сын будет ему улыбаться и реагировать на его действия. Например, он может поиграть в куку с малознакомым взрослым.
С детьми контакта, можно сказать, нет. На детской площадке дети ему интересны. Он наблюдает за ними, комментирует их действия, спрашивает меня, если не понимает, что они делают. Ему нравится кататься на качелях или с горки вместе с другими детьми, но он никогда не разговаривает с ними и никогда не играет с ними вместе.
Сын ходит в детский сад уже почти 2 года (1 год в ясли и 1 год в другой садик). К саду привыкал очень тяжело. В саду 43 ребенка и 9 воспитателей. Сыну тяжело в таком формате, слишком много детей, слишком много воспитателей, которые постоянно меняются. Сад состоит из нескольких комнат, между которыми дети свободно перемещаются, разделения по группам или возрастам нет. Первые пару месяцев сын в саду просто стоял все время около входной двери и ждал меня. Потом начал заходить в ближайшую к выходу комнату, брать стул, ставить возле окна, залезать на него и смотреть в окно. Сейчас практически все время, что дети находятся в здании садика, мой сын стоит на стульчике у окна и смотрит то на детей, которые играют, то в окно. На прогулке он катается на беговеле или копается один в песке. К большим скоплениям детей не подходит. Если кто-то из детей подходит слишком близко, то сын просто отходит подальше, никогда не разговаривает с детьми. Агрессии в отношении детей ни разу замечено не было. Пару раз я видела, что он ходил по площадке за ручку с девочкой из садика. С воспитателями тоже не разговаривает, максимум может очень тихо ответить на вопрос да/нет. Если ему что-то надо, то общается звуками и жестами. Тактильного контакта особого с воспитателями нет, но менять памперс он им разрешает.
В целом, в садик ходит без протеста, говорит, что ему там нравится. Никогда не здоровается в садике, но обязательно машет всем на прощание. Каждый новый воспитатель спрашивает меня, умеет ли мой сын вообще разговаривать.
Последнее время часто стал "тарахтеть". Может просто лежать на диване и тарахтеть. Я не понимаю, осознанно он это делает или нет. Когда спрашиваю его, что это так тарахтит, он отвечает, что это машина так едет.
В остальном я не замечаю каких-то навязчивых движений или звуков.
Фотографироваться сын не любит, отказывается встать и не двигаться какое-то время. По просьбе в камеру не смотрит.
Сын не боится животных, но трогать их не побаивается. Может дать им какую-то еду, но так, чтобы не дотрагиваться до них.
Диагностика у врача осложняется тем, что сын не хочет идти на контакт с незнакомыми. Если врач что-то от него хочет, то просто ляжет на пол и скажет, что не хочет ничего делать.
Психолог предполагает РАС. Ближайшая запись к детскому психиатру через полгода.
Действительно ли это картина РАС? Как помочь ребенку стать "я"?
Имеется много способов попыток вернуть ребенка к активному взаимодействию с окружением, но чего-то доказанного пока нет, как, впрочем, нет и доказанных успехов медикаментозного воздействия.
То, что можно (не очень обоснованно) посоветовать - учить ребенка читать (не только буквы, а именно читать), считать, объяснять мир (элементы физики на доступном ему уровне, химия) - в общем заниматься его интеллектуальным развитием через поиски точек его интересов - занятия должны быть добровольными (или под слабым нажимом) и доставлять ему удовольствие как от процесса познания, так и от результатов.
из чего вы сделали вывод о регрессе в период с 3х до 3.7? Я не замечала никаких регрессов, если честно. Интересы со временем меняются, но мне кажется, что это нормально, ребенок же растет.
"После 3.7 постепенно чтение наизусть сошло на нет. Сейчас редко что-то рассказывает.
Может описать, что видит ка картинке. Если не знает, как что-то называется, спрашивает. Я не уверена, что он понимает 100% услышанного, когда я ему читаю. Иногда я задаю вопрос по только что прочитанному, а он не может ответить, тогда перечитываю нужные строчки еще раз. Иногда приходится перечитать 2-3 раза, чтобы ребенок смог ответить на вопрос".
И по Вашемц описанию уменьшилась контактность.
Перестал рассказывать, не значит, что перестал запоминать. Если я сделаю паузу во время чтения, то сын продолжит читать за меня (те книги, которые мы часто читаем), просто ему больше неинтересно читать их наизусть. Контактность дома никогда не менялась, а особой контактности вне дома нет и не было.