Добрый день! Нужен совет. Начала жить с мужчиной после 7 месяцев отношений. Признался, что страдает иппохондрией и паническими атаками. Рассказал, что пьёт лекарства. Вёл себя абсолютно нормально, поговорили, решил отказаться от лекарств. Попросил спрятать, не читая. Прочитала - это Инвега, до этого, как он говорил пил Респиредон. Клянется, что у него не шизофрения, а какое-то расстройство, названия которого не помнит. В конце апреля потерял в один день работу, там еще и не заплатили сразу. За несколько дней я увидела его панические атаки: бледныц, с ужасом во взгляде, весь скукоженный, ему кажется, что болит живот. Атаки несколько раз в день. Заглушает страх алкоголем, если не пьет атаки усиливаются. Деньги ему отдали, устроился на другую работу. Но симптомы не отпускают - или лежит, скукожившись, или убенает на улицу пройтись. Отвлекала его прогулками, давала успокоительное: фито чай, пустырник, плюс магнелис б6. Но ему было очень плохо. Отдала лекарство. Уехал к себе, как сказал, на пару дней, чтобы прийти в себя. А я не знаю, что делать. Сегодня уже 5-я ночь, которую я плохо сплю - просыпаюсь 3-4 утра и не могу заснуть. Вчера плакала целый день, не могла успокоиться. Я не понимаю, что делать дальше. У него психическое расстройство или все-таки нервное? Говорит, что не стоит на учете и что права ему выдали после обращения к психиатру. Но его поведение в последние дни очень меня напугало. Понимаю, что расставание его добьет: его после 17 лет брака бросила жена из-за начавшихся проблем. Он меня очень любит, я его тоже. Но не уверена, что смогу быть опорой и принести себя в жертву. А главное - я планирую беременность уже несколько месяцев. Мне 40 лет и шанса другого, наверное, уже не будет. Теперь же я боюсь от него беременеть. У него есть сын, прекрасный парень. Моему мужчине 45 будет через несколько дней, его расстройтво, как он говорит, у него года четыре. Но у его отца в возрасте 30-35 лет было тоже самое, вплоть до психушки. А потом вроде восстановился. То есть заболевание наследственное. Что бы вы мне посоветовали? Что делать, как самой не заработать расстройство из-за переживаний? Можно ему помочь или надо расставаться?
Поэтому выскажемся только по поводу состояния. Оба названные Вами его лекарства - и Инвега, и Респиридон - антипсихотики (нейролептики). Они назначаются не только при шизофрении (со многими ее ответлениями), но и при других, менее тяжелых состояниях, хотя все эти\ состояния относятся к психическим. Подобные лекарства можно принимать всю жизнь и иметь весьма компенсированное (уравновешенное) состояние. Как правило, прекращение приема таких лекарств кончается плохо (что Вы и наблюдаете сейчас) - их нужно принимать непрерывно, не скрывая от близкого человека, иногда консультируясь с психиатромпо поводу изменения состояния. Наоборот, именно близкий человек, а не сам пациент, вовремя заметит ухудшение состояния и поможет обратиться к психиатру для коррекции схемы лечения (пациент таких изменений или не замечает вовсе, или замечает слишком поздно под существенным опытом обострений и госпитализаций). Именно близкий человек является гарантом продолжения устойчивого состояния. Но прием таких лекарств близким человеком - это и не страх Б-жий, сегодня не столь мало людей принимают поддерживающие дозы психиатрических лекарств и прекрасно живут и в семье, и на работе.
Если чувствуете любовь, привязанность к нему - не бойтесь рожать от него. Да, эти болезни несут наследственный компонент, но далеко не 100%, да и вовремя начатое лечение ребенка, даже если на него падет такой жребий, позволит ему хорошо развиваться, занять достойное место в жизни и прожить весьма долго (не меньше средней продолжительности жизни в населении).
Но главная опасность - алкоголь. На уровне крепких напитков он должен быть исключен полностью, его влияние на психические состояния - разрушительное.
Как, впрочем, на классическом (а не на искаженном современном) иврите нет понятия "многодетная семья" - а только "семья, благословенная детьми", потому что дети - это чудесный б-жественный подарок, один из важнейших смыслов жизни, а не нагрузка, проблема и проч.
Владимир Модестович, психиатр.