Добрый вечер! Я не знаюкак подронее описать свою проблему, но попробую! Когда ничинается прилюдия все в порядке, все работает! Когда переходим к самому физ. процессу, все тоже вроде нормально, ноэрекция может ослабнуть, потом опять нормально! ! ! ! Это меня тоже беспокоит! Так вот когда девушке становится хорошо у меня тут же все и происходит, и она при этом не успевает завершить процесс! Я предполагаю что возможно мышци влагалища сокращаюся и из- за этого так все быстро! После семяизвержения второй раз уже не получается нет эрекции, хотя моральное желание есть! Я в панике не знаю что делать! Зарание спасибо! ! ! !
на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая,
генерализованная реакция организма на такие воздействия (от лат. "emoveo" -
волную). Эмоции регулируют психическую активность не специфично, а через
соответствующие общие психические состояния, влияя на протекание всех
психических процессов.
У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и т. п. , которые играют роль ориентирующих субъективных сигналов.
Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и
секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в -
ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю
сложно обусловленный характер, образуют многообразные виды так называемых
высших эмоциональных процессов (чувства); социальных, интеллектуальных и
эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной
жизни.
Даже так называемые низшие эмоции (эмоции голода, жажды, страха и т. п. )
являются у человека продуктом общественно- исторического развития, результатом
трансформации их инстинктивных, биологических форм, с одной стороны, и
формирования новых видов эмоций - с другой; это относится также к эмоционально-
выразительным, мимическим, и пантомимическим движениям, которые, включаясь в
процесс общения между людьми, приобретают в значительной мере условный,
сигнальный и вместе с тем социальный характер, чем и объясняются отмечаемые
культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и
эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не
рудиментарные явления его психики, а продукт положительного развития и
выполняют в регулировании его деятельности, в том числе и познавательной,
необходимую и важную роль.
К эмоциональным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято
относить аффекты, собственно эмоции и чувства.
Что такое эмоции, виды эмоций.
Обыкновенно говорят: мы потряли близкого человека, огорчены, плачем; мы
повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость,
наносим удары. А согласно теории Джемса- Ланге, порядок событий формулируется
так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в
ярость, потому что бъем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за
восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе
какую нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные
ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так, если
из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и
ногах, слабость в теле и т. д. , то не будет и страха. Т. е. человеческая эмоция, лишенная
всякой телесной подкладки, есть ни что иное как пустой звук.
Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто
химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино "веселит сердце
человека", вином можно "залить тоску", благодаря вину исчезает страх - "пьяному
море по колено".
Мухомор вызывает припадки бешенства и наклонность к насилию. Настой
мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в "кровожадное состояние".
Гашиш может вызывать припадки буйства.
Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических
случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих
заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций:
больной боиться, сам не зная чего, или счастлив без причины.
Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и
звуками.
Отвращение
Выражение "отвращение" в его первом простейшем смысле относится к еде и
обозначает нечто отвратительное на вкус ("отворачивание" - отрицательная реакция
на пищу).
При средней степени отвращения происходит открывание рта с оттягиванием вниз
углов оного и издаванием гортанного звука или отхаркиванием, одновременным
вздрагиванием и отталкиванием от неприятного предмета. При слабых степенях
отвращение выражается оттягиванием вниз углов рта, наморщиванием носа, иногда
носовым выдыханием, как делают при неприятном запахе, желая его удалить. На этой
мимике оновывается не только выражение отвращения к пищевым веществам, но и
проявление всякого иного отвращения. Отвращения к наружности, к разговору, к
нравственным свойствам человека и т. д. имеет ту же мимику пищевого отвращения:
те же движения рта, языка, вздрагивание, жест отталкивания и гортанные звуки.
Презрение, глумление, пренебрежение на всем земном шаре выражается мимикой
лица и жестами, представляющими отбрасывание или удаление неприятного
предмета.
Выражение веселья и радости
Веселое настроение выражается в смехе, бесцельных движениях, общем
возбуждении (восклицания, хлопание в ладоши и т. п. ). Смех у человека начинается
вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения груди,
грудобрюшной преграды и мышц живота, при хохоте все тело откидывается назад и
трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие
действия больших скуловых мышц, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова
наливается кровью, круговые мускулы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся
нос кажется укороченным, глаза блестят, при сильном смехе появляются слезы.
Выражение веселого настроения может возникнуть как безусловный рефлекс - в силу
телесных органических ощущений. Дети и молодые люди часто смеются без всякого
повода, надо думать, в силу положительного тона органических ощущений,
говорящих о благополучном состоянии организма. У молодых, здоровых людей часто
приятный или запах также вызывают легкую улыбку. Не только внешние
раздражители вызывают реакцию веселья и радости, но и соответственные
представления находят свое выражение в рефлексе смеха.
Механизм внутренних процессов из всех эмоций в настоящее время наиболее
выяснен при страхе и отчасти гневе. Ввиду генетической связи страха и гнева с болью
и сходства наблюдающихся при всех этих переживаниях физиологических явлений
мы рассмотрим предварительно явления при боли.
Боль
Действие боли на психику сходно с действием влечений. Если возникает
доминанта, подавляющая все другие возбуждения, то стремление освободиться от
боли делается сильнее всех влечений. Боль, получив доминантный характер,
принудительно определяет поведение человека.
Относительно выразительных движений при боли нет, но те которые существуют
меняются в зависимости от ее силы. Дети, например, даже при слабой боли
испускают сильные продолжительные крики, закрывают глаза, открывают рот и
судорожно дышат. У взрослых реакция наступает при более сильной боли. При
мучительной боли люди мечутся в страшных судорогах, крепко сжимают рот,
стискивают зубы, издают пронзительные крики и стоны, скрежещут зубами. Если
боль мучительна и долговременна, то появляется бледность, бросает в дрожь, силы
приходят в упадок; возможны обморочные состояния и бред.
Страх
Одним из наиболее характерных симптомов страха является дрожание всех
мышц тела, нередко оно, прежде всего проявляется на губах. Когда страх возрастает
до агонии ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных реакций. Сердце
бьется совершенно беспорядочно, останавливается, и наступает обморок; лицо
покрывается мертвенной бледностью; дыхание затрудняется; взгляд устремляется на
объект страха и т. д. Зрачки при этом бывают непомерно расширены. Все мышцы
коченеют и начинают конвульсивно двигаться.
В большинстве случаев страх возникает на основании жизненного опыта. Маленький
ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись вниз, выпадает из окна, если он не
испытывал падения и т. п. до этого. Лишь испытав боль при разных условиях, он
начинает бояться того, что может причинить боль.
То, что называют "чувством самосохранения" лишь частично является врожденным,
главным же образом оно развивается в течении жизни на основании пережитой боли.
В реакциях страха очевидно участие адреналина. Он придает силу моторным
реакциям, он же, можно думать, участвует в рефлексе иммобилизации ("рефлекс
мнимой смерти"). Возможно, что в одном количестве адреналин является источником
силы, в другом способствует окоченению мышц.
Различные градации страха у человека выражаются по- разному: ухасом, паникой,
боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием, запуганостью, забитостью,
связанными со страхом чувствами покорности и преданности. У человека при
сильном испуге или ужасе наблюдаются: оцепенение, паническое желание убежать,
диффузное беспорядочное мышечное возбуждение. Оцепенение, наступающее при
испуге, как правило, быстро проходит и может смениться двигательным
возбуждением. Например, гонимый страхом человек может совершить такой прыжок
через преграду, поднять такую тяжесть, стать вдруг способным на такое напряжение,
какое в обычном состоянии немыслимо.
Страх если он не достигает силы, тормозящей психику, может полностью поставить
мышление себе на службу. Мысль прикована к одной цели: найти выход из
устрашающего положения. И страх может испытываться в столь слабой степени, что
человек выполняет свою обычную работу, совершается обычный ход ассоциаций, а
страх кроется где- то на заднем плане, на задворках сознания.
Страх - пассивно оборонительная реакция. Он указывает на опасность чего- то от
кого- то более сильного, на опасность, которую нужно избежать, от которой надо
устраниться. Если угроза исходит от более слабого, то это вызовет активно-
оборонительную реакцию - гнев. Все зависит от соотношения сил. Понятно, что у
людей слабых, которым труднее преодолевать жизненные трудности, больше поводов
для реакции страха.
И у ребенка, и у взрослого есть страх перед неизвестным, перед новым. Этот страх
делает, осторожны и имеет защитное значение. Когда знание мира было ничтожно, а
область неизвестного огромна, страх держал человека в своей власти и заставлял его
населять мир страшными чудовищами и богами.
При состоянии страх и вслед за перенесением его наступает ряд вегетативных
реакций.
Гнев
Гнев у человека выражается в том, что лицо краснеет или багровеет, вены на
лбу и на шее надуваются, иногда лицо становится бледным или синим. Рот крепко
сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда губы вытягиваются. Волосы становятся
дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие - широко открывают глаза. Тело обычно
держится прямо, мускулы напряжены, человек готов к мгновенному действию.
Повышенное мышечное возбуждение легко переходит в действие.
Если человек в гневе или ярости говорит кому- нибудь, чтобы тот вышел вон, то он
обычно делает такие жесты, как будто ударяет или выталкивает изгоняемого. Часто
жесты становятся совершенно бесцельными, движения не координированными,
наблюдается дрожь, губы не повинуются воле, голос обрывается.
Гнев и негодование отличаются от ярости меньшей интенсивностью проявлений. При
гневе сердечная деятельность слегка повышена, появляется румянец, глаза начинают
блестеть, дыхание учащается, крылья носа приподнимаются, рот обыкновенно
сжимается, брови нахмуриваются.
У ребенка уже в первые дни жизни можно вызвать приступ гнева стеснением
движений. У человека только в детстве ярость чаще вызывается как рефлекс
физической борьбы. Взрослые люди вступают в драку очень редко; это противоречит
и взглядам общества, и юридическим нормам. Участие гнева в мимической реакции
проявляется поднятием верхней губы и оскалом зубов. Таким образом, при гневе мы
видим реакции, являющиеся безусловными мимическими рефлексами борьбы и
соответственными рефлексами вегетативной нервной системы.
Эмоции, порождаемые социальной средой.
Общественной мнение оценивает личные качества человека: умный, глупый,
хитрый, красивый и т. д. ; определяет отношение общества к его личности: уважаемый,
не пользующийся уважением, приятный, неприятный и т. п. , дает оценку его
материальному положению.
Каждый сам участвует в создании своих оценок. Сам желает иметь определенную
оценку в общественном мнении. Всякий человек в той или иной мере чувствителен к
суждению о нем и реагирует на общественное мнение о себе, на свое положение в
глазах общества, ставит себя в одних отношениях выше, а в других ниже
окружающих. Определение своего отношения в этом смысле к другим может носить
интеллектуальный характер, но гораздо чаще возникает в качестве эмоциональных
реакций, связанных с интеллектуальными процессами. Сюда относятся такие эмоции,
как гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, обида и т. д.
О гордости
Гордость (гордыня) в устах русского народа была качеством отрицательным и
находила полное осуждение, в чем сказывался и религиозный взгляд на это чувство.
Гордость, спесь, чванство по народному представлению свойственны правящим и
богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.
Гордость находит внешнее выражение в мимике и позе. Дарвин описывает это
выражение так: "Гордый человек обнаруживает свое чувство превосходства над
другими, держа голову и туловище прямо. Он высокомерен и старается казаться как
можно более крупным, так что о нем говорят в переносном смысле, что он надут от
гордости. .. Кроме того, мускул, выворачивающий нижнюю губу, называется
мускулом гордости".
Под влиянием условий существования в человеческом обществе развивались два ряда
реакций. Одни - связанные с сознанием своего превосходства и со стремлением себя
возвысить: гордость, заносчивость, чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие,
чувство собственного достоинства. Другие же порождались сознанием бессилия:
забитость, робость, боязливость, неуверенность в себе, чувство покорности,
самоуничижение, угодничество, заискивание. В разных классах общества, в разные
исторические отрезки времени вызывались и культивировались разные реакции.
Чувство превосходства связывается не только с властью или богатством. Человек
может гордиться превосходством над другими в самых разнообразных областях
жизни, он может гордиться успехами в области искусства и науки, во всякого рода
творческой работе. Люди, достигшие выдающихся успехов в области литературы,
музыки, науки, получают основания для гордости. Удачники могут "зазнаваться". Но
гордость может не иметь тон грубого "зазнайства", а внешние проявления и характер
внутренних переживаний при этом могут меняться.
О тщеславии
У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он есть, а
каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит.
Человек стремиться показаться другим в выгодном свете, и избегает такого
положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так
создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое - для
своих. Различие между этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное
лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное"
лицо, лицо для других. При лживом, корыстном сокрытии своих истинных свойств
получатся то, что называется лицемерием. Похвала и порицание - сильнейшие орудия
воздействия социальной среды на своих членов. "Насмешки боится даже тот, кто уже
ничего не боится на свете"(Гоголь). Общество своим мнением регулирует поведение
своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в
той или иной мере "рабами общественного мнения". Мысль "что скажут? " получает
иногда парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.
Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению других. Усиленное
развитие тщеславия, как и гордости, в разных классах и слоях общества стоит в связи
с жизненной ситуацией в данном классе в определенный момент.
Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек "козыряет всеми
своими козырями" и испытывает радость при удачи. Он гордиться, достигнув видного
места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на
высокую гору, своим знакомством с людьми, высоко стоящими во мнении общества,
своим голосом, умом, остроумием, своими знаниями. При этом тщеславный не только
испытывает радость, принимая эти факты как доказательство своей значимости, но
радость вытекает из чувства превосходства над другими и получает соответственное
внешнее выражение.
Если человеку нельзя достичь превосходства над другими в чем ни будь большом и
серьезном, то он найдут предлог, чтобы, чем ни будь да гордиться.
Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для данного лица прямого пути,
выступает в замаскированной или завуалированной форме, идет обходными путями.
Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны,
предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с большим
социальным чувством.
Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке жизненных целей и т. д.
Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов
обесценить чужие успехи и достижения пристрастной критикой. Зависть не позволяет
быть объективным.
Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц, но часто вообще
относится критически к людям, к "толпе", и судит о них свысока. Тщеславное чувство
превосходства над людьми находит разнообразнейшие проявления и может быть
вкраплено в переживания в виде отдельных черточек.
Самообман - один из самых распространенных видов жизненной лжи. Это
своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить душевное спокойствие и
чувство уверенности в себя. Развитие тщеславия, как и гордости, зависит от условий
социального существования, от индивидуальных условий развития данного индивида.
Его внешнее проявление и особенности субъективного преломления могут стоять в
связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в
связи с рядом фактров и представляет реакцию столь же исторически изменчивую как
и гордость.
О лести.
Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою собственную
личность обеспечивает успех лести. "Льстят по выражению Н. Г. Чернышевского, -
затем чтобы господствовать под видом покорности".
Каждый человек в какой- то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его
ценности, что возвышает его в своих и чужих глазах. Тот, кто идет на встречу этой
потребности, делается приятным, как человек, приносящий радость, в то время как
неприятная "правда глаз колет".
Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе за милость
коронованных и иных высоких особ. Лесть находила благодатную почву в
самообольщении, связанном с большой властью.
Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что тщеславные люди
наиболее легко ей поддаются.
Обида
Когда задевается чувство собственного достоинства, когда человек осознает,
что его унижают в его личном мнении или во мнении общества, возникает эмоция
обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый аффект, который нередко ведет к
ответному "оскорблению действием" или к более тяжким последствиям. Не следует
думать, что человек, промолчавший и только через некоторый промежуток времени
проявивший свое нетерпение криком, исступлением, ударами, мог в этот период
наблюдать и направлять на что- либо свое внимание. Он ничего не видит и не слышит.
Он весь во власти вихря внутренних вопросов: "Да как он смеет? ! Да что же это такое
неужели я это перенесу? !".
Обида может, конечно, не вызывать столь острой реакции. Может оставаться
затаенной и постепенно изживаться или вести не к вспышке гнева, а ряду
обдуманных разнообразных действий, в том числе к мести. Обиду переживает, и
ребенок, и взрослый, и глупый, и умный. Цицерон сказал: "Оскорбление причиняет
боль, которую с трудом переносят мудрейшие и лучшие люди".
Гордый, тщеславный, самолюбивый человек и человек с повышенным чувством
собственного достоинства, конечно, более обидчивы, у них имеется своего рода
гиперестезия в этом отношении, они видят, и подозревают обиду там, где и не
предполагалось причинить ее.
Теория Альфреда Адлера
Адлер, посвятивший многолетний труд изучению развития эмоций,
формирующихся под воздействием буржуазной социальной среды, создал свою
теорию их возникновения, которая вкратце сводится к следующему.
Отдельные явления в жизни человека нельзя рассматривать изолированно, как
самостоятельные, замкнутые в себе части нераздельного целого, проводя линию через
факты из отдельных пунктов жизни человека.
По Адлеру движущей силой психики является стремление к превосходству,
вытекающее из чувства самосохранения.
Эмоциональный стресс.
Началось все это очень давно и в той или иной форме, с теми или иными
изменениями продолжается по сей день.
Представим себе нашего далекого предка - первобытного человека, мирно
сидящего в тени дерева со своей семьей. Никаких тебе забот, никаких тебе проблем -
наслаждайся жизнью и спокойствием, да и только! Правда, впрок надо заготовить
пропитание, но это можно сделать и завтра. И вдруг он услышал какие- то звуки,
напоминающие рев зверя. Сначала вдали, а потом все ближе и ближе. Он не на шутку
испугался, схватил палку (или камень) и насторожился. Участилось дыхание, все
мышцы напряглись - человек приготовился к схватке. Он уже видел
приближающегося зверя - это был медведь, большой и грозный. И тут в его душе
началась борьба. С одной стороны, страх перед разъяренным зверем. С другой -
желание иметь уже сегодня, не откладывая на завтра, необходимый запас еды. Что
ему делать? Броситься на медведя первым? Ударить его? .. . Медведь тем временем
приближался. Психическое возбуждение первобытного человека возрастало. И если
бы рядом с ним оказался современный врач, он непременно бы установил, что у
"пациента" учащенный пульс, повышенное кровяное давление, а уровень
"стрессовых" веществ в крови и моче превышает норму.
И сказал бы своему пра. .. пра… пращуру сегодняшний врач:
- Дружище, тебе страшно, очень страшно!
- Я всегда в таких случаях весь дрожу, - ответил бы предок.
- Так ведь у тебя стресс, - заключил бы врач. Это. ..
Но первобытному человеку было бы в том момент не до разговоров. И вероятнее
всего, он, недолго думая, бросился бы на медведя. Не убежал, нет - именно бросился
на зверя и вцепился ему в горло. И победил! Победил медведя, который во много раз
сильнее. И тут же психическое и физическое напряжение спало, человек расслабился,
успокоилась психика, успокоилось тело. Дыхание стало менее частым, чем несколько
минут назад, нормализовались пульс и кровяное давление, уровень "стрессовых"
веществ пришел в норму. Иными словами, в организме человека произошла разрядка,
то есть стресс нашел выход и не перешел в дистресс.
И сегодня человек реагирует точно так же: психическим и физическим
напряжением, мобилизацией энергии. Это и есть проявление стресса, подготовка
организма к борьбе или бегству, которая является физиологическим безусловным
рефлексом. Однако в данном случае до борьбы или бегства дело не доходит -
наступает фаза расслабления. С тех далеких времен многое изменилось. Причин,
вызывающих стрессовую ситуацию, стало гораздо больше - как, впрочем, и
информации о стрессе. Сегодня мы уже знаем, что стресс существует, знаем, как
определить стрессовое состояние и как бороться со стрессом. Сегодня стресс
воздействует на человека в течение дня (если не сказать - круглые сутки), начиная с
утренней суматохи до самого вечера и даже во время сна.
Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы
порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие
отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических
заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная
астма, психические расстройства и т. п. Длительный стресс может привести к
несчастному случаю и даже к самоубийству. Стресс - наш ежедневный "попутчик",
поэтому (хотим мы этого или нет) с ним надо считаться. Даже если мы совершенно не
ощущаем его воздействия, это не дает нам права забывать о нем и о той опасности,
которую он представляет.
Опасности, подстерегающие первобытного человека в далекие времена,
сменились, казалось бы, менее грозными, но постоянно встречающимися стрессами. В
современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение
человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в
семье.
Что такое стресс, как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним
бороться?
Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного
психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная
система получает эмоциональную перегрузку.
Наиболее широко употребляемым определением является следующее:
"Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и
психическое. " Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие
стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности,
несомненно.
Что же такое эмоциональный стресс?
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором.
Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные
яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т. д. Но
оказывается, что такими же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы,
т. е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас
взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие
нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация
причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее
опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет,
конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе
ситуация.
Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от
объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека:
оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него
требуется, и т. д.
Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки зрения
управления, наибольший интерес представляют организационные факторы, которые
вызывают стресс на рабочих местах. Знать эти факторы и уделить им особое внимание.
Это поможет предотвратить многие стрессовые ситуации и повысить эффективность
управленческого труда, а также достичь целей организации с минимальными
психологическими и физиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс
является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью
человека, тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любой
деятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы, вызывающие
стресс. Кроме причин появления стрессов, анализируется стрессовое состояние
организма - стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение. По словам Г.
Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия)
ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему
приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность,
которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом,
как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой
мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или
в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать,
которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное
душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным и
сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую
радость.
Специфические результаты двух событий – горе и радость – совершенно различны,
даже противоположны, но их стрессовое действие – неспецифическое требование
приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.
Трудно найти научный термин, который использовался бы так же часто, как слово
"стресс". Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в
состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены. Между тем, стресс
– вовсе не "болезненное" состояние, а средство, при помощи которого организм
борется с нежелательными воздействиями.
Признаки стрессового напряжения
1. Невозможность сосредоточиться на чем- то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.
Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма,
то необходимо внимательно изучить его причины.
Причины стрессового напряжения.
1. Гораздо чаще нам приходится делать не то, что хотелось бы, а то, что нужно, что
входит в наши обязанности.
2. Постоянно не хватает времени - не успеваем ничего сделать.
3. Нас что- то или кто- то подгоняет, мы постоянно куда- то спешим.
4. Начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого- то внутреннего
напряжения.
5. Нам постоянно хочется спать - никак не можем выспаться.
6. Ми видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Очень много курим.
8. Потребляем алкоголя больше, чем обычно.
9. Нам почти ничего не нравится.
10. Дома, в семье - постоянные конфликты.
11. Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью.
12. Делаем долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
13. Появляется комплекс неполноценности.
14. Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
15. Мы не чувствуем уважения к себе - ни дома, ни на работе.
Каковы возможные реакции организма на стресс?
1. Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса (сокращенно
- стресс), т. е. человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к
совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация (в науке
употребляется английский термин GAS - General Adaptation Syndrom). Человек либо
обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий,
либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ- АДАПТАЦИЯ (плохая
адаптация). Как следствие этого могут возникнуть различные психические или
физические отклонения.
Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает
довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению
адаптационной защитной системы организма, что, в свою очередь, может стать
причиной психосоматических заболеваний.
2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого
недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает
состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция
может быть преходящей.
Две другие реакции - активные и подчинены воли человека.
3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-
то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия,
способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или
огороде, коллекционирование и т. п. )
4. Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию
человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее
действенная.
Попытаемся представить, что происходит в организме во время стресса.
В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги,
смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию:
атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда,
независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит
никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть
потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности.
Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы
напрягаются - вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность
(угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в
организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять. В
большинстве случаев вы не нападаете и не бежите, как первобытный человек, но
ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.
Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации - это пришлось
испытать практически каждому из нас. Возьмем самый простой пример: у вас возник
конфликт с начальником. Ситуация стандартная - вы бы рады сделать то, что от вас
хотят, но у вас ничего не получается. Вы напрягаетесь, мобилизуете все свои
внутренние резервы, большое количество энергии. В создавшейся ситуации энергия
расходуется как на попытку выполнить поручение, так и на преодоление
автоматической естественной реакции на "давление" свыше. Нарастают внутреннее
напряжение, злость, проявляется страх, учащаются сердцебиение и пульс. Иными
словами наступает СТРЕСС. ..
То же самое происходит и при домашних неурядицах. Если в эти мгновения вам
удастся увидеть себя в зеркале, то обратите внимание, какая злобная гримаса
исказила ваше лицо: губы сжаты, уголки рта опущены, все мышцы в судорожном
напряжении - не лицо, а застывшая маска. Вам требуется все больше энергии, чтобы
овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию, к которому вынуждает
домашний конфликт. И как результат этого - состояние стресса.
Эмоциональный стресс и болезни.
Иногда стресс может быть полезным, так как помогает в случае необходимости
задействовать ресурсы организма. Но чрезмерные стрессы приводят к истощению,
которое может вызвать физические и психические заболевания. Очень часто люди
обращаются к врачу с жалобами на физические недомогания, тогда как реальной
причиной их состояния является стресс. Стрессы входят в первую десятку причин,
вызывающих болезни.
Наиболее болезненным и опасным является травматический стресс, который
наступает в результате таких опасных для жизни событий, как войны, стихийные
бедствия, автокатастрофы, криминальное насилие и т. д.
Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его
- может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь
в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время
экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно
чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс
является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться
различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс
невозможен.
В настоящее время ученые различают эустресс (положительный стресс, который
сочетается с желательным эффектом и мобилизует организм) и дистресс (
отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом). При эустрессе
происходит активизация познавательных процессов и процессов самосознания,
осмысления действительности, памяти. Дистресс, возникающий в рабочей обстановке
имеет тенденцию распространяться и на нерабочее время. Такое накопившееся
последствие трудно компенсировать в часы досуга, нужно компенсировать в рабочее
время. Рогов Е. И. с. 80] Наиболее общей и полной является классификация
жизненного стресса, один из вариантов которого предложен Р. Т. Wong
Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы,
мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические
проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный
интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.
В настоящее вр