banner1
 
В конференциях отмеченных зеленым сегодня были ответы специалистов.
Желтым – не более недели назад.

 

терапевт | 03.ru - медицинские консультации онлайн

 

терапевт

00:25 25-07-2000 / not found, обратиться

В.В.Василенко: О ПАМЯТИ (3).

КАК СОХРАНИТЬ ЖИВОСТЬ УМА.
Бытует мнение, что когда человек стареет, его умственные способности неизбежно ослабевают. Однако современная нейрофизиология и психология приходят к выводу, что мозг пожилых людей обладает поразительными возможностями. Один за другим рушатся мифы о том, что происходит с мозгом по мере его старения.

МИФ 1: Все только ухудшается. Тесты показывают, что по сравнению с 20-летними люди в 70 лет действительно затрачивают больше времени и делают больше ошибок, когда нужно запомнить список слов или разложить фотографии. Но эти же исследования свидетельствуют и о том, что чем старше человек, тем труднее делать выводы о его индивидуальных способностях на основе усредненных показателей для данной возрастной группы.
- Если что и можно утверждать наверняка о 65-75-летних, так это то, сколько свечей будет у них на именинном торте, - говорит психолог из Гарварда Дуглас Пауэлл. Он обследовал 1583 человека в возрасте от 25 до 92 лет, подвергнув проверке их логическое мышление, память, зрительное и пространственное восприятие. Различные тесты обнаружили, что от четверти до трети тех, кому было за восемьдесят, не уступали более молодым испытуемым. Некоторые же 80-90-летние достигли чуть ли не верхней отметки для всех возрастных групп. Даже те, кто показал самый низкий результат, отличались лишь небольшим снижением интеллекта, который не сказывается на их каждодневной жизни. Данные Пауэлла согласуются с результатами других исследований, показывающими, что большинство людей сохраняют свои умственные способности по крайней мере до 70 лет, а более четверти преодолевают и этот рубеж в здравом уме и твердой памяти. Ученые полагают, что важную роль здесь играют генетические факторы и окружающая среда.
К. Уорнер Шайи, директор геронтологического центра в Университете штата Пенсильвания, относит к факторам, в наибольшей степени связанным с сохранением полноценного интеллекта в пожилом возрасте, высокий уровень образования, стиль жизни, отличающийся разнообразием и стимулирующий умственную деятельность, брак с интеллектуально развитым партнером. Жесткое следование установленному распорядку и неудовлетворенность жизнью, наоборот, способствуют преждевременному угасанию интеллекта.

МИФ 2: Первой исчезает память. Годами считалось, что нейроны в стареющем мозге отмирают в огромных количествах - до ста тысяч в день, унося с собой дорогие нашему сердцу воспоминания. Но вот недавние иссследования нейробиологов, в том числе Алана Питерса из Бостонского Университета, показали, что, хотя нервные клетки по мере старения могут уменьшаться в размерах, массовой гибели нейронов при этом не происходит.
Более того, утверждают нейрофизиологи, если что и изнашивается с возрастом, так это в первую очередь "техническое оснащение" мозга, которое как бы обрабатывает информацию, подобно миллиардам соединений и релейных выключателей в линиях телефонной связи. Что касается "программного обеспечения", то есть фактической информации, поступающей в мозг на протяжении жизни, то здесь деградация вовсе не обязательна. Скорее происходит усложнение. В результате, подобно тому как работа с новейшей программой на компьютере устаревшей модели требует больше времени и не обходится без сбоев, так и у человека, по-прежнему обладающего первоклассным интеллектом, скорость когнитивных процессов с возрастом может снизиться.
Когда умственные способности начинают снижаться, первой исчезает не память, считают Пауэлл и его коллеги. Обычно первым страдает восприятие пространственных отношений: становится трудно разобраться в карте или найти на стоянке свой автомобиль, причем с такого рода проблемами могут сталкиваться уже 40-летние.
Лет через десять начинают снижаться способности к абстрактному мышлению, необходимому для установления аналогий. Затем ухудшаются показатели "вербальной" памяти после переключения внимания на другие задания. Но некоторые умственные навыки, такие, как способность к концентрации внимания или математическим вычислениям, похоже, сохраняются даже у очень пожилых людей. А "процедурная" память - умение играть в гольф или кататься на велосипеде - вообще, как правило, не подвержена возрастным изменениям.
Однако даже "обычную" потерю памяти не следует считать нормой. Возможно, во многих случаях потеря памяти излечима. Гарвардские невропатологи обнаружили, что с возрастом мозг часто вырабатывает меньше ацетилхолина - нейромедиатора, играющего важную роль в процессах памяти. Как свидетельствуют предварительные результаты, восполнить недостаток ацетилхолина можно за счет лекарственных препаратов, имитирующих его воздействие. Более десяти веществ (например, эстроген) изучаются сейчас в лабораториях в качестве потенциальных стимуляторов памяти.

МИФ 3: Тренируйте память, чтобы не лишиться ее. По мнению ученых, нет прямой связи между умственной активностью и остротой ума. Новейшие исследования склоняют к мысли о том, что "тренировка памяти - дело хорошее, но не гарантирует от ее потери", - говорит Дениз Парк, директор Юго-восточного центра прикладных исследований функций мозга при старении в Университете Джорджии.
Наш мозг должен получать новые впечатления и стимулы - похоже, именно в этом ключ к сохранению живого ума. Когда Мариан Даймонд, биолог из Калифорнийского Университета в Беркли, помещала старых крыс в клетки, где были новые для них игрушки, мозг животных реагировал на это образованием новых нейронных связей. Эффект уменьшался по мере того, как новизна проходила и крысы начинали скучать. Другие опыты показали, что простое "наблюдение" ничего не дает. Когда крысы лишь пассивно следили за играми других крыс, никаких положительных изменений у них не отмечалось.
По имеющимся данным, бессмысленно подвергать мозг нагрузкам, которые не приносят удовлетворения. Пауэлл выявил существенные различия в пользу активных пожилых людей, которые, как они говорят, читают для удовольствия, по сравнению с теми, кто делает это по необходимости, чтобы "не терять форму".
Исследования показывают, что люди, стремящиеся делать все так, как они всегда это делали, рискуют быстрее утратить умственные способности. И наоборот, Шайи из Университета штата Пенсильвания называет гибкость ума и готовность к импровизации главными факторами, способствующими интеллектуальному долголетию.
Другие исследования говорят о возможном влиянии эмоционального комфорта. У людей, которых мучают тревоги и волнения, умственные способности ухудшаются чаше, чем у довольных жизнью.
МИФ 4: В здоровом теле здоровый дух. Во многих случаях болезнь не оказывает разрушающего воздействия на стареющий мозг. Что касается заболеваний, которые связывают с ухудшением умственных функций, - болезни сердца, диабет, гипертония, -- по мнению Шайи и других ученых, причину отчасти следует искать в образе жизни пациента. Например, переедание, низкая двигательная активность и стрессы предрекают физическую и умственную деградацию.
Упражнения, похоже, благотворно влияют на мыслительные способности как у здоровых, так и у больных, молодых и старых. Но далеко не все упражнения действуют одинаково. Те, кто прибегает к умеренным физическим нагрузкам, таким, как ежедневная 30-минутная прогулка, получают более высокие оценки по результатам психодиагностических тестов по сравнению с теми, кто вообще ничем не занимается. Однако некоторые исследования показывают, что по мере увеличения физических нагрузок уровень оценок снова начинает падать.
МИФ 5: В старости поздно учиться. Стареющий мозг сохраняет поразительную способность к самовосстановлению, и, даже если вы что-то "потеряли", можно вернуть утраченное. Стэнли Рапопорт, возглавляющий лабораторию нейрофизиологии в Национальном институте старения, сравнивал деятельность мозга у молодых и пожилых людей при выполнении одинаковых заданий. Он обнаружил, что стареющий мозг компенсирует возрастной ущерб путем "переключения проводов". Если какой-то нейрон не справляется с работой, соседние мозговые клетки помогают ликвидировать прорыв. Таким образом, по мере старения ответственность за выполнение тех или иных функций может переходить от одного участка мозга к другому.
Шайи и его жена и коллега Шерри Уиллис обнаружили, что люди старше 70 лет, потерявшие часть своих умственных способностей за последние 14 лет, добивались значительного улучшения в результате обучения. Более того, повторное тестирование через семь лет показало, что приобретенные навыки еще сохраняются. Пауль Балтес из Института Макса Планка в Берлине успешно учил пожилых испытуемых запоминать "цепочки", состоящие в среднем из 60 случайных цифр и 35 названий, - такую задачу вряд ли выполнят без специальной подготовки большинство людей, находящихся в расцвете лет.
Психологи пользуются когнитивным обучением для сохранения логического мышления, пространственной ориентации и способностей к запоминанию, что позволяет пожилым чувствовать себя полноценными и независимыми людьми. Дениз Парк из Университета Джорджии знакомит стариков с простейшими методами, помогающими запомнить сложные врачебные предписания или освоить работу на компьютере.

НЕ МИФ, А РЕАЛЬНОСТЬ. С возрастом люди становятся мудрее. Далеко не все культуры связывают старость со слабоумием. На Востоке с древних времен к старикам относятся с почтением. Результаты исследования, проведенного Эллен Лангер и Беккой Лови из Гарварда, наводят на мысль, что эта традиция способствует реализации личности в пожилом возрасте. В Китае, где старость в меньшей степени рассматривают как период угасания умственных функций, пожилые люди гораздо лучше справлялись с тестами, чем их американские сверстники.
Ученые, способные "измерить" мудрость в лабораториях, утверждают, что с возрастом люди мудреют. В Берлине Балтес разработал модель, определяющую мудрость как умение разбираться в фундаментальных вопросах жизни. Тот, кто соответствует его критериям мудрости, должен обладать такими качествами, как проницательность, здравость суждений, умение видеть перспективу, способность взвешенно подходить к конфликтным ситуациям и вырабатывать верную стратегию для решения проблем. Испытуемым предлагают жизненные дилеммы и просят их рассуждать вслух: что делать, когда друг угрожает покончить с собой или когда 15-летняя девочка собирается замуж. В среднем люди более пожилые, вплоть до 75-летних, часто опережают более молодых в этих тестах.
Многие исследования показывают, что пожилые люди приспосабливаются к тому, что их мозг работает медленнее, за счет более эффективного выполнения задания. В одном из опытов пожилые машинистки работали с той же скоростью, что и молодые, так как быстрее пробегали текст глазами и по-иному двигали пальцами, экономя время и энергию. Из других обследований явствует, что, хотя пожилым людям нужно больше времени для принятия решений, само решение, как правило, оказывается более удачным.
Проблемы старения мозга требуют дальнейших исследований. Однако никогда больше пожилой возраст не будет характеризоваться как период угасания интеллекта. Мозг старика, утверждают специалисты, не хуже мозга молодого; он просто другой. В некотором смысле в проигрыше оказываются именно молодые люди, которым приходится компенсировать недостаток информации, отсутствие опыта и житейской мудрости за счет быстроты работы мозга.
(По материалу Дж.ШРОФ, Reader's Digest)

Ответить

Имя

Населенный пункт


[Заменить картинку!]

<== Какое слово на картинке?:
Получать ответы на e-mail:


Подписаться без сообщения


Портал зарубежной недвижимости JJC.Ru