Вернуться в конференцию: дефектолог.
Статьи всех конференций.
Если есть профессия, применительно к которой можно говорить о призвании и использовать другие возвышенные слова, обычно отвергаемые нашим циничным временем, то это дефектолог. Специалист, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, - сегодня и всегда самый востребованный и высокооплачиваемый из педагогов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родителям, имеющим, слава Богу, здоровых оболтусов, никогда не понять того, что чувствуют те, чей малыш не видит, не слышит или не говорит (или делает это плохо). Они готовы все отдать за то, чтобы их сын или дочь могли испытывать те же радости и огорчения, что их сверстники, и жить нормальной жизнью. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Помочь в этом и призван педагог-дефектолог. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Селиверстов, заведующий кафедрой дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета: "В соответствии с государственным высшим образовательным стандартом существует несколько дефектологических специальностей. Это учитель-сурдопедагог, обучающий детей с недостатками слуха - от полной глухоты до слабослышащих. Учитель-олигофренопедагог - детей с недостатками умственного развития. Учитель-тифлопедагог, работающий с детьми с недостатками зрения. Дошкольный педагог-дефектолог и - наиболее известный - учитель-логопед, специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уже этот перечень говорит о том, что дефектологи, которых готовят педагогические вузы, работают на стыке медицины и педагогики. Самые востребованные из этих специалистов - логопеды, сурдопедагоги и дошкольные дефектологи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чем занимается логопед, достаточно хорошо известно широкой публике. Логопеды есть в каждой приличной школе и детском саду, они устраняют детские "фифекты фикции". Но они работают не только с детьми. Частое явление - утрата речи после инсульта - афазия. Один английский писатель говорил: нам, представителям среднего класса, нечего терять, кроме своего хорошего произношения. Так вот, по словам специалистов, чаще всего это происходит с теми, для кого речь - главное оружие и рабочий инструмент. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именно это произошло с Лениным. К вождю русской революции, который после болезни воспроизводил звуки с большими искажениями и с трудом снова научился считать до десяти, приехало логопедическое светило - профессор Доброгаев. Его выгнали после первого же занятия: Ленин не захотел учиться произносить отдельные звуки. Потом с ним занималась Крупская, а профессор сидел в соседней комнате, слушал и давал задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Услышь меня | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дефектолог-сурдопедагог - это тот же логопед. Только работает он с детьми, имеющими проблемы со слухом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Европе в специальных школах учатся только дети с полной потерей слуха. Слабослышащие ходят в обычную школу, а после уроков занимаются с сурдопедагогом. У нас такие дети в основном ходят в специализированные школы. Специалисты советуют, чтобы глухих детей родители отдавали в отделения для слабослышащих. А слабослышащих стараются реабилитировать для массовой школы. То есть ребенок должен стремиться подтянуться до более высокого уровня. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разумеется, без помощи специалиста-дефектолога это невозможно. В провинции, где их не хватает, и сегодня глухих и слабослышащих детей обучают жестовой речи, какая уж там общеобразовательная школа. Поэтому родители, у которых есть деньги и желание, везут детей в Москву. Здесь их научат говорить. Главное - вовремя начать, 8-9 лет для хороших результатов поздновато. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В государственных школах-интернатах за каждым классом закреплен сурдопедагог. 3-4 раза в неделю он занимается с каждым ребенком индивидуально по 20 минут: работает над постановкой звуков, над темпом и слитностью речи, учит делать логические ударения. Но родители не должны рассчитывать, что дефектологи все сделают за них. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Егоренко, сурдопедагог специальной коррекционной школы-интерната N52 для слабослышащих и позднооглохших детей: "Подготовка ребенка к занятиям в массовой школе без помощи родителей вообще невозможна. Родители и ребенок работают день и ночь. У этих детей нет детства: они с малых лет приучены к постоянной работе. Это дети-труженики". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как говорят специалисты, для того, чтобы результат был ощутим, нужна индивидуальная программа, составленная дефектологом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И очень желательны индивидуальные занятия: по накоплению словаря, развитию связной речи и слухового восприятия, формированию произношения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Егоренко: "Я в течение нескольких лет занимаюсь с мальчиком, у которого врожденная потеря слуха. Заниматься мы начали поздно: до трех с половиной лет лор писал: слух в норме. Петя говорил только самые простые слова: "мама", "папа", "дай". На слух - с помощью аппарата - он мало что воспринимал". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как ввести такого ребенка в мир звуков? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сначала сурдопедагог работает с картинками: слуховой образ и изображение. Потом ребенок слышит слово и выбирает картинку. Следующий шаг - картинки убираются, и ребенок должен услышать и повторить слово. А дальше - словосочетания, предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как говорят сурдопедагоги, главный секрет успешных занятий - много интересных картинок. Все они имеют огромный запас наглядного материала, ведь любое новое слово вводится через картинку. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ну а способы заинтересовать ученика универсальны для всех детей - от награды-конфеты за фразу до интересных книг и игрушек в качестве премии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эти маленькие шажки - от картинки к слову, от слова к фразе - привели ученика Натальи Егоренко к умению говорить. Он принят в обычную среднюю школу и в сентябре пойдет в первый класс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наталья Егоренко: "Огромная радость, когда видишь результат работы и эмоциональную отдачу от ребенка. Недавно мы на занятии отрабатывали шепотную речь. Я попросила его придумать предложение и сказать шепотом. Он подумал и прошептал: "Я тебя люблю". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Моральное удовлетворение от достигнутого результата - главная плата для дефектолога, работающего в государственном педагогическом учреждении. За свою сложную работу сурдопедагог высшей категории со всеми надбавками за экспериментальное обучение получает на руки 2500 рублей. Но хорошие специалисты на вес золота у родителей, которые хотят вырвать детей из замкнутого круга. У опытного логопеда час занятий стоит $7-15. У сурдопедагога - $10-30. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы с тобой одной крови | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Любой педагог должен быть психологом. А уж тот, кто работает с детьми, имеющими трудности в развитии, должен быть психологом вдвойне. И причем иметь не абстрактные знания. Именно для этого в Московском государственном педагогическом университете разработана программа, которая готовит дошкольных педагогов-дефектологов, давая разносторонние знания: и в области логопедии, и сурдопедагогики и тифлопедагогики и т.д. Они - как педиатры, к которым ведут детей со всеми болезнями. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Владимир Селиверстов: "Мы должны стремиться не корректировать дефект, а работать с ребенком, который имеет дефект. Изучать ребенка, воспитывать и обучать". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Настоящий дефектолог должен видеть ребенка, а не дефект. Он должен суметь помешать ему уйти в себя - это называется фиксация на дефекте. Он должен уметь увидеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этот специалист начинает работать с ребенком с самого раннего детства. Если логопед начинает с 5 лет, дефектолог - с года. Ранняя диагностика позволяет приступить к ранней коррекционной психологической и педагогической поддержке. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эти же специалисты смогут оказать необходимую помощь детям, у которых нет физиологических недостатков, но есть психологические проблемы из-за, говоря языком педагогов, педагогической запущенности. Причем этих проблем, хотя и разных, хватает как в неблагополучных, так и во вполне благополучных и обеспеченных семьях. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елена Петрова работала логопедом в школе N1948 (углубленное изучение английского и китайского языков). Пришла на факультет переподготовки МГПУ, чтобы получить второе образование - диплом дефектолога и специального психолога: "Я поняла, что у многих детей речевые проблемы - производные от психологических. Сегодня каждый третий ребенок в школе - гиперактивный. Чтобы им помочь, нужны более широкие знания". |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И еще одно направление работы дошкольных дефектологов: модное нынче дошкольное образование. Родители стремятся впихнуть в чадо еще до школы три языка, музыкальную грамоту, уроки рисования и т.д. и т.п. Дефектолог поможет родителям разобраться, нужно ли это их малышу, "потянет" ли он раннее обучение или нужно оставить его в покое, чтобы он мог подрасти и все наверстать в школе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Такие специалисты как воздух нужны частным школам и детским садам, коррекционным и реабилитационным центрам.
|
Автор статьи: Ольга Михайловна